Традиции башкир
Содержание:
- Языковые различия
- Религия
- Кто такие башкиры?
- Из истории создания государства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Язык и письменность
- Описание разновидностей
- Благие подвижки
- Традиционная обувь башкир
- Описание костюма
- Запреты башкир
- Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?
- Авторы Гайдпарка
- Характер
- Национальные сложности
- Язык и письменность
- История
- Головные уборы
- Родильные обряды
- История народа
- Теперь о русских, коих большинство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Принятие ислама
- Запреты в традициях башкир
Языковые различия
Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.
Татарский алфавит
Отличия в лексиконе
Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова кошка, далеко, нос, мать.
Различия в фонетике
В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.
Башкирский алфавит
Религия
Башкиры на полуденном намазе в окрестностях села Мулдакаево. Фото Максима Дмитриева, 1890 г.
Мечеть в башкирском селе Яхья. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.
В доисламский период башкиры были последователями анимизма , шаманизма и тенгрианства .
Башкиры начали принимать ислам в 10 веке. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 921 году встретил некоторых башкир, которые уже были мусульманами. Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 1320–1330-х годах в период Золотой Орды . В Башкортостане сохранился мавзолей Хусейн-Бека, место захоронения первого имама Исторического Башкортостана. Мавзолей представляет собой здание 14 века. Екатерина Великая учредила Оренбургское мусульманское духовное собрание в 1788 году в Уфе , которое было первым мусульманским административным центром в России.
Религиозное возрождение у башкир началось в начале 1990-х годов. По словам Талгата Таджуддина, в 2010 году в Башкортостане было более 1000 мечетей.
Башкиры являются преимущественно сунниты о ханафитском мазхаба .
Кто такие башкиры?
Существует несколько толкований названия национальности. Некоторые историки утверждают, что «башкорт» означает «главный волк», вторые уверены, что слово переводится, как «хозяин пчел».
Основная часть народности вела кочевой образ жизни, специализируясь на разведение коней и занимаясь соколиной охотой. Остальные представители нации предпочли оседлый быт и поселились в деревнях, возделывая земельные участки и разводя пчёл.
В зимнее время года обитали в избах, летом дома кочевников пустели. Они перебирались на пастбища и жили в кибитках. Народ не платил налогов, податей. В рекруты башкиры отправлялись в исключительных случаях. Большинство людей придерживаются мусульманства.
Из истории создания государства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.
Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.
Сегодня же границы Башкорстана – часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.
Язык и письменность
Национальный язык — башкирский. Относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: южный, восточный и северо-западный. Распространён на территории Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии, а так же в Казахстане.
По данным переписи 2002 года из 1 673 389 башкир в России 1 192 950 человек владеют башкирским языком (или 71,2 % от всего количества башкир), 524 399 человек владеют татарским языком (31,3 % от всего количества башкир). В Республике Башкортостан из общего количества башкир (1 221 302 человек) башкирским языком владеют 912 204 человек (74,69 % башкир в Республике Башкортостан), а татарским — 449 207 (36,78 % башкир в Республике Башкортостан).
Описание разновидностей
Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.
На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.
Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.
Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.
Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.
В качестве верхней одежды мужчины надевали суконные чекмени, халаты в тёмной цветовой гамме и кафтан кэзэки, который имел расклешённый крой, воротник-стойку и глухую застёжку. По качеству ткани можно было определить уровень состоятельности башкира. К примеру, халат из материала вытканного дома носили малообеспеченные мужчины.
В зимнюю пору башкирские мужчины облачались в шубы из овечьей шерсти и тулупы.
Только мужским элементом одежды был пояс. Производили их нескольких видов: из шерсти, матерчатый, ременный и кушак с пряжкой. На случай праздника был отдельный пояс кэмэр. Отличался он наличием ювелирной пряжки и узорной вышивкой.
Ансамбль для мальчика повторяет национальную одежду башкирских мужчин. Рубашка со шнуровкой, брюки, пояс с золотым узором – всё это характеризует образ башкирского мальчика.
Благие подвижки
Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.
Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.
Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.
Традиционная обувь башкир
У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.
Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.
Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.
Описание костюма
Примечательной особенностью национального наряда Башкирии является его многослойная структура. Даже если на улице нещадно палило солнце, башкиры обязательно облачались в несколько слоев верхнего одеяния. Это отличается башкирский народ от остальных.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, выглядящая как приталенная куртка с просторными рукавами, оснащенная надежной подкладкой. Казакин застегивался посредством пуговиц. Данное изделие было универсальным – его с удовольствием носили и женщины, и мужчины. Также в казакин облачались солдаты.
Запреты башкир
Народность придерживается традиций, которые обусловлены их религией и историческими событиями. Существует ряд запретов, которые обязаны соблюдать все жители Башкортостана:
- Зимой нельзя копать землю и нарушать ее покой, ведь почва в этот период отдыхает.
- Любую деятельность требуется начинать с правой руки, ей же подают кушанья гостям и принимают от них грязную посуду. А вот левую длань используют, чтобы высморкаться.
Женщинам запрещено переходить дорогу представителям сильной половины человечества, даже маленьким мальчикам. |
- Вступать в мечеть требуется с правой ноги, а покидать – с левой.
- Запрещено употреблять спиртные напитки, свинину и падаль. Хлеб ни в коем случае нельзя резать, только ломать руками.
- Пищу берут исключительно тремя пальцами.
Какие обычаи взаимопомощи были у башкир?
Самой популярной традицией оказания взаимовыручки был Каз Умахэ («Гусиная помощь») и Кис Ултырыу («Вечерние посиделки»). В первом случае за несколько дней до наступления праздничных мероприятий хозяйка обходила соседок и приглашала их помочь. Дамы с радостью откликались на просьбу, наряжались в лучшие одеяния.
На Каз Умахэ придерживались определенной иерархии: мужчина забивал гусей, взрослые дамы общипывали их, а девчата мыли птичек в проруби. Барышень на берегу поджидали парни с гармошками, молодежь веселилась и пела песни.
В дом юноши и девушки возвращались вместе, пока хозяйка занималась приготовлением наваристого супа из гусятины с лапшой, они играли в фанты. Для забавы девчата заранее собирали разные предметы: гребешки, кольца, платки. Одна из барышень вставала спиной к водящей, а та задавала ей вопрос: «Какое задание для хозяйки этого фанта?». Например, спеть, станцевать, посмотреть на звездное небо с кем-то из парней и т.д.
На Кис Ултырыу в дом приглашали родственников женского пола. Барышни занимались рукоделием, а по завершении работы помогали хозяйке с домашними хлопотами. В избе звучала музыка, женщины обменивались историями. К столу подвали горячие напитки и сладости. |
Авторы Гайдпарка
-
Борис Ихлов
Последствия бегства США и Афганистана
Читать полностью
-
Светлана Никитина
Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата
Читать полностью
-
Дмитрий Сидоров
Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов
Читать полностью
-
Александр Головенко
Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга
Читать полностью
-
Игорь Авдеев
Против
Читать полностью
-
Сергей Слизников
Демократия и Россия – два несовместимых понятия
Читать полностью
-
Александр Ларин
Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая
Читать полностью
-
WikiLeaks
В Белоруссии отмечается новый государственный праздник
Читать полностью
-
Наталия Хроникер
Признание Соловьева
Читать полностью
-
ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ
О чём молчал Марк Твен
Читать полностью
-
Александр Попов
Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму
Читать полностью
Характер
Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.
Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго.
Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.
Национальные сложности
Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что «отатаренные» башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских – 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.
Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.
Язык и письменность
Наречие этноса относится к категории тюркских языков. На башкирском говорят практически семьдесят процентов всех жителей республики. Основная часть населения прекрасно владеет русским языком. Некоторые башкиры неплохо изъясняются и на татарском.
В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.
Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.
В окончательном виде азбука сформирована в 1950 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.
История
Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было многозверя и дичи.
Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.
С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.
Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.
В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.
Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось
Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым
В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.
Головные уборы
Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации
Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.
Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.
Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.
В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.
8фотографий
Родильные обряды
Новость о беременности встречали с радостью. С момента объявления о скором появлении в семье малыша, девушку освобождали от тяжёлой работы. Чтобы ребенок был красивым, будущей маме требовалось лицезреть только эстетически привлекательные вещи.
На время родов в дом зазывали повитуху, остальные члены семьи покидали хату. При острой необходимости туда мог зайти супруг роженицы. Повивальную бабку считали второй мамой младенца и относились к акушерке с большим почетом. Ей требовалось переступить порог дома с правой ноги и желать роженице легких родов.
Если появление малыша на свет проходило с осложнениями, то повитуха проводила ряд ритуалов. Трясла перед девушкой пустым мешочком из кожи или легко стукала им по спине. Также использовали для обмывания женщины воду, которой ранее протирали Священные Писания.
После родов повивальная бабка обрезала пуповину на книге или сапоге, поскольку эти вещи считались оберегами. Пуповину и послед высушивали, оборачивали чистой материей и закапывали вместе с вещами, использованными в процессе родоразрешения. |
Младенца клали в колыбельку, и повитуха давала ему временное имя. На третий, шестой или сороковой день после родов проводили процедуру исэм туйы. Суть ритуала состояла в том, что мулла подбирал для ребенка имя. В праздничном обряде участвовали родственники и соседи. Затем накрывали стол с национальными кушаньями. Во время выбора имени молодая мама преподносила подарки (деньги, платки, платье) повитухе, матери и свекрови.
Одна из пожилых соседок должна была отрезать у малыша прядь волос и разместить ее между страницами Корана. С этого момента женщину считали «волосяной матерью». Спустя четырнадцать дней после родов малыша полностью обривали, локоны хранили вместе с пуповиной.
Если рождался мальчик, ему проводили обрезание (суннат). Процедуру осуществляли после пяти или шести месяцев, в редких случаях от одного года до десяти лет. Ритуал считался обязательным, проводил его отец мальчика либо специально приглашённый человек (бабай).
Перед началом обрезания читали молитву, спустя несколько дней устраивали праздничные гуляния суннат туй.
История народа
Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.
Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.
В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма. |
Теперь о русских, коих большинство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.
В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.
Русским всё равно, «башкиризация» наступит или «татаризация» – в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.
Принятие ислама
Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, датируются восьмым веком. Если судить по предметам, размещенным в могиле, то можно сделать вывод о том, что покойные были пришлыми.
На ранней стадии обращения к исламу (примерно в десятом столетии) огромную роль сыграли миссионеры государств Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали в Башкортостан из поселений, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров шел из Бухары. Это предопределило то, какой религии придерживаются современные башкиры.
В Бухарском царстве исповедовали суннитский ислам, в котором переплелись суфийские и ханифитские представления о трактовке Корана. Однако западные соседи противились подобному толкованию религии.
Когда в десятом столетии миссионеры стали проповедовать ислам, башкиры и волжские булгары, на удивление спокойно это восприняли. В то время как крещение Руси вызвало с их стороны яростное сопротивление.
Языческому народу было сложно перестроить собственное мировоззрение. А вот башкирское понятие о религии гармонично соединилось с представлением о едином Боге, которое прописывалось в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом. |
Запреты в традициях башкир
Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией
У башкиров существует ряд запретов, о которых важно знать не только жителям их края, но и гостям. Например, зимой запрещено копать землю.
Считается, что почва отдыхает в это время, а потому не стоит её беспокоить. Что-либо передавать друг другу, браться за предметы можно лишь правой рукой. Она считается “чистой”, в отличие от левой.
У башкир есть поверье, что начинать любое дело следует с правой руки – тогда всё пройдёт успешно. Сдержанно и скромно нужно вести себя в мечети. Интересно, что переступать порог священного места следует с правой ноги, а вот выходить – с левой.