Религия азербайджана

Содержание:

Азербайджан: религия и отношение к женщине

Религиозные вопросы сильно влияют на уклад жизни Азербайджана. Так, например, ислам, придя сюда, установил в республике особое отношение к женщинам. К сожалению, отнюдь не всегда уважительное.

2.1. Права женщин по конституции. Раскрепощение женщины.

По Конституции республики, женщины обладают ровно теми же правами, что и мужчины. Более того, в истории страны огней женщины играли, и играют значительную роль. Однако мусульманское мировоззрение долгие годы держало прекрасную часть Азербайджана в определённых рамках.

Например, ислам обязывает всех женщин носить чадру и хиджаб. Это обстоятельство, конечно же, не нравилось многим. Ещё в XIX веке некоторые видные люди республики высказывались против подобного. Но ситуация в целом не менялась, пока к власти не пришли советы. В 1920 году, по инициативе ЦК АКП, в республике был создан первый женский клуб, и на первом же собрании семь женщин сбросили с себя чадру. С этого началась кампания «по снятию чадры» и раскрепощению женщин в Азербайджане. В середине двадцатых годов движение начало набирать обороты и получило название «худжуб». Советские власти старались, как могли, чтобы провести в Азербайджане «раскрепощение женщины».

2.2. Реакция населения на кампанию по раскрепощению женщины.

Однако народ такие изменения принял далеко не сразу. Людям казалось, что женщин Азербайджана пытаются осквернить, что все эти движения являются «вражьими происками», поэтому ветер перемен был встречен отрицательно.

Интересный факт! Можно вспомнить, как отреагировали крестьяне из посёлка Джими, кубинского уезда, когда узнали, что коммунисты собираются приехать к ним, и провести агитационное собрание по вопросу снятия чадры. Они, собравшись вместе перед приездом агитаторов, условились не брать своих жён на собрание, потому что, по их мнению, приезжие хотели превратить женщин села в проституток.

По некоторым данным, в сторону женщин, решившихся на снятие чадры, сыпался шквал насмешек, принимавших всё более оскорбительный характер. Дело даже доходило до изнасилований.

2.3. Отношение к «хиджаб-проблеме» сегодня.

Но что говорить про людей прошлого столетия, когда и сегодня во всемирной сети можно встретить свежие статьи по типу: «долой лживые западные ценности», написанные для того, чтобы убить у свободомыслящих женщин желание оставить хиджаб. В этом плане, отношение к женщинам в Азербайджане оставляет желать лучшего.

Отчасти такие настроения вызваны желанием мужчин сохранить уважение и почитание их жён, выработанное в женщинах исламской традицией. Это справедливо и для мужей прошлого, и для мужчин современности.

2.4. Бережное отношение к женщинам.

С другой стороны, отношение к женщине в Азербайджане можно охарактеризовать как бережное и нежное. Женщина для азербайджанца – показатель того, насколько заботлив мужчина. Поэтому мужчины страны огней готовы часами воспевать представительниц прекрасного пола, будь то их мать, жена, сестра или дочь. Они заботливы, добры, нежны к своим женщинам, и очень обходительны с ними.

Вера Бахаи [ править ]

Вера Бахаи в Азербайджане пересекает сложную историю региональных изменений. До 1850 г. в Нахчыване были утверждены последователи предшествующей религии бабизма . К началу 20-го века община бахаи, ныне сосредоточенная в Баку , насчитывала около 2000 человек и несколько местных духовных собраний бахаи . Это способствовало благоприятному вниманию местных, региональных и международных лидеров мысли, а также давних ведущих деятелей религии. Однако в рамках официальной доктрины оГосударственный атеизм во время советской власти, община бахаи почти исчезла , хотя она была немедленно восстановлена ​​после того, как перестройка ослабила контроль над религиями. Община бахаи Азербайджана переизбрала свое Национальное духовное собрание в 1992 году. К 2007 году современное население бахаи Азербайджана, сосредоточенное в Баку, вернуло свой пик, который был до советского периода. , с около 2000 приверженцев, из которых более 80% были новообращенными. Однако община бахаи в Нахчыване, где впервые были основаны верующие азербайджанцы, подвергалась серьезным преследованиям и притеснениям еще в 2006 году . хотя это также может быть связано с пунктами 1–3 статьи 18 Конституции Азербайджана, подтверждающими, что все религии равны перед законом, но пропаганда религий, умаляющая человеческую личность и противоречащая принципам гуманизма, запрещена.

Распятие святого Варфоломея

Согласно легенде, Варфоломей пришел в место на берегу Каспийского моря, которое, вероятно, было Баку , вылечил дочь местного царя Полимия от ее безумия и впоследствии получил от царя право проповедовать. свободно на его территории. В Апостольских Деяниях Абдиаса говорится, что местные жители поклонялись богине по имени Астарот . В соревновании с местным духовенством Варфоломей собрал большую толпу перед изображением богини и призвал божество показать себя. Вместо этого статуя разбилась, и появился ангел. Ангел явил толпе изгнанное демоническое божество. Богиня, полностью черная, с «острым лицом», дышащая огнем и серой, была скована цепями ангелом и отправлена ​​прочь. Царь, пораженный увиденным, немедленно крестился вместе со многими своими подданными. Брат царя Астиаг услышал о крещениях и объявил войну христианской общине. Бартоломея избили дубинками, содрали кожу заживо и, наконец, обезглавили перед Девичьей башней .

Религиозные образования

Бакинский исламский университет

Религиозные образования в Азербайджанской Республике регистрируются в предусмотренном законом порядке в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. Согласно закону, религия и религиозные образования в Азербайджанской Республике отделены от государства. Государство не поручает выполнение каких-либо государственных функций религиозным образованиям и не вмешивается в их деятельность. Религиозные образования не принимают участие в деятельности политических партий и не оказывают им финансовую поддержку. Все религии, распространенные в стране, и представители религиозных течений самостоятельны в создании своего религиозного образования в любом регионе. В нашей стране, где в основном большинство составляют последователи небесных религий (иудаизм, христианство, ислам), религиозные течения, с небольшим количеством членов, и являющиеся нетрадиционными для азербайджанской среды, (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т. п.), зарегистрировавшись без всяких препятствий, действуют свободно. Религиозные конфессии, исторически действующие в стране, следующие:

Кавказский менталитет

Национальные особенности армян и азербайджанцев
сформировались историей, религией и географией. Считается, что армян отличает
воинственность и вспыльчивость, сформированная тысячелетней борьбой с агрессивными
соседями. Подтверждает это огромное количество армян, которые прославились
своей военной карьерой — в царской России и СССР.

Что касается менталитета азербайджанцев, то они выделяются традиционализмом,
удивительной даже для Кавказа гостеприимностью, беспрекословным почитанием
старших. Есть и общие негативные черты — любовь к внешней роскоши, стремление
показать себя любой ценой с лучшей стороны.

Традиционные азербайджанские блюда

Самыми распространенными блюдами, подаваемыми и к ежедневному, и к праздничному столу, в Азербайджане являются плов (аутентичное название «аш»), долма (мини-голубцы на виноградных листьях) и кабаб — множество разновидностей шашлыка. Особое место в национальной кухне занимают сладости, хлеб и пряные травы. Ислам запрещает употребление свинины, но это нисколько не обедняет самобытную национальную кухню, сложившуюся благодаря благодатному климату Закавказья, выходу к морю, развитому животноводству и земледелию и уникальному географическому расположению между Ближним Востоком и Европой.

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

1.5. Зороастризм в Азербайджане – Земле вечного огня

1.5.1. Зороастризм – одна из древнейших религий.

Основоположником вероучения стал пророк Заратуштра, которого древние греки прозвали Зороастром. Собственно говоря, именно от его имени и произойдёт слово, которое станет в далёком будущем наименованием конфессии. Сам же Заратуштра назвал своё вероучение «Маздаясна», потому что объектом поклонения в зороастризме является верховное божество – Ахура-Мазда.

Предание! Всё началось с божественного откровения. С откровения, данного Заратуштре самим Ахура-Маздой. Заратуштра с самого детства был очень добрым, светлым, мыслящим ребёнком. Его смущало, что мир кругом несправедлив, что убийства и унижения давно стали обыденностью для человеческого общества. И он не выдержал… Заратуштра отправился в путешествие, которое никуда не вело. Он шёл куда глаза глядят и думал. Он философствовал, размышлял о жизни, об этом гнусном и неправильном мире, и Ахура-Мазда дал ему своё откровение. Это откровение Зороастр записал в книгу, названную Авестой. С этих событий и начинается история зороастризма.

1.5.2. Ахуда-Маздра – Мудрый Бог

Зороастрийцы поклонялись Ахура-Мазде. Их поклонение верховному божеству выражалось, в первую очередь, в поклонении огню. Огонь был символом духовного роста, очищения и стремления к небесам. Поэтому зороастрийцев и стали называть огнепоклонниками.

1.5.3. Зарождение религии

Зародился великий культ поклонения огню в Иране. Поначалу новая религия не смогла набрать популярности – на первых порах Заратуштре удалось обратить в новую веру только одного человека – своего близкого родственника. Однако вскоре дела пошли в гору – учение прижилось и набрало обороты. Как и в случае с исламом, идеи зороастризма были распространены в ходе завоеваний. Сначала зороастризм укрепился в Персии времён Ахеменидов. Это государство распространило зороастризм по миру с помощью завоеваний.

Интересный факт! Несмотря на явно выраженную в Авесте идею человеколюбия, распространители этой благодатной вести не гнушались использовать оружие против тех, кто не был солидарен со взглядами огнепоклонников. История повествует, что врачи-зороастрийцы не вводили в свою практику новые методы лечения, пока методы эти не были дважды опробованы на «непокорных».

В 330 году до н.э. династия Ахеменидов распалась. Роль завоевателей-распространителей на себя взяли Сасаниды, которые подчинили себе почти весь Ближний Восток, и насадили свою религию во всех захваченных землях. Государство Сасанидов просуществовало с 226-652 гг. нашей эры. Сасаниды и принесли огонь зороастризма в Азербайджан.

1.5.4. Приход зороастризма на Азербайджанские территории

Историческая справка! В Азербайджане есть места, где естественным путём на поверхность выходит природный газ, и горит негаснущим пламенем. Отсюда и название республики, переводящееся как «земля негаснущих огней».

Конечно, такая земля сразу понравилась служителям зороастрийского культа. Вокруг мест, где горело негаснущее пламя стали возводиться храмы. Один из них, сохранившийся до сей поры, находится в деревушке Сураханы. Храм носит название «Атешгях», что в переводе со среднеперсидского языка означает «дом огня». Сегодня это скорее музей, нежели храм, однако до сих пор сюда приходят паломники, чтобы поклониться Ахура-Мазде.

1.5.5. Зороастризм в республике в наши дни

Зороастризм сегодня исповедуют около 2000 жителей Азербайджана. Зороастрийцы с разных стран переезжают сюда, чтобы жить ближе к своим святыням. Многие традиции зороастризма сегодня уже не соблюдаются — возможно оттого, что большинство Писаний Заратуштры так и не дошли до нас. Из более чем трёхсот пятидесяти тысяч слов, до сегодняшних дней дошла только десятая часть. Адепты этой религии впрочем, сохранили главные принципы учения: чистые мысли, чистые слова и чистые поступки. Сохранился и главный обряд зороастрийцев – поклонение огню.

1.5.6. Колоссальное влияние на современный уклад жизни азербайджанцев

Многие их праздники и традиции уходят корнями в учение Зороастра. Например, игры и обряды, столь любимые у молодого деревенского населения страны, очень тесно связаны с культурой огнепоклонников. И даже у истоков самого главного азербайджанского праздника – Наурыза Байрамы стоят традиции, заложенные когда-то зороастрийцами. Культура огнепоклонников проступает и в мелочах; например, главная восточная сладость – пахлава по форме напоминает знак «бута», который у зороайстрийцев являлся символом огня.

Религиозные образования[править | править код]

Бакинский исламский университет

Религиозные образования в Азербайджанской Республике регистрируются в предусмотренном законом порядке в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. Согласно закону, религия и религиозные образования в Азербайджанской Республике отделены от государства. Государство не поручает выполнение каких-либо государственных функций религиозным образованиям и не вмешивается в их деятельность. Религиозные образования не принимают участие в деятельности политических партий и не оказывают им финансовую поддержку. Все религии, распространенные в стране, и представители религиозных течений самостоятельны в создании своего религиозного образования в любом регионе. В нашей стране, где в основном большинство составляют последователи небесных религий (иудаизм, христианство, ислам), религиозные течения, с небольшим количеством членов, и являющиеся нетрадиционными для азербайджанской среды, (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т. п.), зарегистрировавшись без всяких препятствий, действуют свободно. Религиозные конфессии, исторически действующие в стране, следующие:

Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии

Между Фондом Гейдара Алиева и Святым престолом было подписано «Двустороннее соглашение о реставрации римских катакомб»

Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиевой, проводит большую работу по строительству и восстановлению мечетей, святилищ, христианских и иудаистских храмов. Фонд осуществляет весьма значительные проекты по сохранению и пропаганде азербайджанских мультикультуральных традиций. Эти проекты реализуют не замкнутое развитие Азербайджанского мультикультурализма в рамках одной страны, а его функционирование в мире в условиях религиозного и культурного разнообразия. В рамках успешно осуществляемого проекта «Адрес толерантности — Азербайджан», в мечетях, церквях, синагогах ведутся ремонтно-восстановительные работы. Наряду со строительством и восстановлением Фондом исламских храмов, введение в эксплуатацию в Баку Православной церкви и образовательного центра для еврейских детей, реставрация римских катакомб и церквей в регионах Франции, возведение в Астрахани памятника Святому князю Владимиру, создание образовательного центра «Хабад-Ор-Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей, выставка в различных странах мира фотографий всемирно известного фотографа Реза Дегати, отражающих религиозную толерантность в нашей стране, служат именно расширению отношений дружбы и взаимного уважения различных народов и конфессий. Благодаря ещё одной услуге Фонда, Азербайджан попал в историю как первая мусульманская страна в мире, организовавшая выставку в Ватикане. А это может быть расценен как один из высочайших примеров всемирного мультикультурализма.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре. Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской — Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды, а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос — это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу — объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

ислам

В мусульмане составляют 94,7% населения страны, около 85% от шиитов и 15% суннитской . С правления Шах Исмаил I ст , основателя династии Сефевидов , которые правили Ираном (Азербайджан был тогда часть Ирана), население Азербайджана, который был в основном сунниты с VII — го  века, был преобразован в Twelver Ши «изма в течение XVI — го  века. В Азербайджане второй по величине процент шиитов после Ирана, но большинство азербайджанцев секуляризованы десятилетиями официального советского атеизма .

До недавнего времени ислам в Азербайджане был относительно расслабленным. Хотя подавляющее большинство азербайджанцев считали себя мусульманами , опросы, проведенные в конце советской эпохи и в начале постсоветской эпохи, показали, что менее четверти людей, считавших себя мусульманами, «имели хотя бы базовое понимание. столпов ислама », — считают исследователи Эмиль Сулейманов и Майя Эрманн. По данным опроса , проведенного в 2000 году , менее чем 7% опрошенных считали себя «твердые верующие», в то время как только 18% признались , что к наблюдению за намаз (ритуальный молитва, один из столпов ислама ).

Председатель Управления мусульман Кавказа поддерживает контакты с исламскими организациями и умудряется установить тесные религиозные отношения с соседними мусульманскими странами. По сей день Управление мусульман Кавказа отвечает на религиозные потребности исламских общин в Азербайджане , контролирует надлежащее проведение ритуалов, продолжает обучение религиозных работников через Исламский университет Баку, основанный в 1991 году и отвечающий за все религиозные обряды. проявления, происходящие в стране. Теологический факультет Бакинского государственного университета готовит ученых в области ислама и теологии с 1992 года .

За годы независимости в Азербайджане укрепился культ святых и наряду со старыми были установлены новые святые места. Бахайлизм создал свое собственное ежегодное собрание и расширился.

Отношения государственной религии регулируются Государственным комитетом Азербайджана по работе с религиозными объединениями, учрежденным указом президента Гейдара Алиева в 2001 году .

В последнее время молодые азербайджанцы все чаще обращаются к исламу . Кроме того, некоторые молодые женщины в Азербайджане решили одеться в исламскую одежду, несмотря на риски, связанные, в частности, с выговором сотрудников университета за ношение хиджаба .

Мультикультурализм в Азербайджане [ править ]

Только в Баку более 20 общественных мест украинцев , турок-месхетинцев , татар , лаков , русских , лезгин , славян , грузин , курдов , ингилойцев , талышей , аварцев , европейцев и горских евреев , грузинских евреев , немцев и греков . По информации Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджанской Республики.В Азербайджане 1802 мечети, 5 православных, 1 католическая, 4 грузинско-католических, 6 синагог и других культовых сооружений. Население на 96% состоит из мусульман, на 4% из христиан и представителей других религий. Красное Село в Губе был домом для евреев с 13 — го века с их известным языком, специфическими обычаями и традициями. Есть 2 школы для детей евреев, 7 еврейских общин и 2 синагоги.

Правительство гарантирует равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, финансового положения, рода занятий, политических убеждений, членства в политических партиях, профсоюзах и других общественных организациях в Конституции Азербайджана . (Статьи 25, 44)

В феврале 2014 года была создана Государственная консультативная служба Азербайджана по вопросам многонационального, мультикультурного и религиозного характера. Бакинский международный центр мультикультурализма был создан на основании указа президента Азербайджана от 15 мая 2014 года.

Алиев заявил, что 2016 год объявлен «Годом мультикультурализма» на основании указа от 2016 года .

Примечания

  1. ↑ . Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan — Presidential Library. Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики — Президентская библиотека
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2009.
  3. : «Подобно тому как в Армении языком письменности много веков был не армянский, а арамейско-иранский или греческий, а с введением христианства богослужение долгое время велось по-сирийски, так и в Алвании первое время языком письменности и богослужения мог, конечно, быть только армянский: вспомним, что в Алвании (как и много позже в родственном Дагестане) ещё не было не только собственной системы письма, но даже и общего языка-койнэ, а христианство сюда было введено из Армении.»
  4. — статья из Encyclopædia Iranica. M. L. Chaumont:»Towards the beginning of the 4th century, at a date which is still under discussion, the Arsacid king of Armenia, Tiridates III, officially adopted Christianity, having been converted by St. Gregory. According to Movsēs Kałankatuacʿi (or Dasxuvancʿi, History of the Albanians, ed. J. Emin, Moscow, 1860; repr. Tiflis, 1912; and ed. Chahnazarian, Paris, 1960, 1.11; tr. J. F. Dowsett, The History of the Caucasian Albanians by Movsēs Dasxuranċi, Oxford, 1961, pp. 11-12), Uṙnayr the king of Albania soon arrived in Armenia with his dignitaries for the purpose of being baptized by St. Gregory. Christianity spread in Albania only gradually. Grigoris, a grandson of St. Gregory, consecrated bishop of Iberia and Albania, came to Albania, built a church, and established priests in the city-fortress of Tri (or Tsri), but the inhabitants killed the priests and revolted against the king of Albania, with the help of the king of Persia. The city was taken by the Argesaċikʿ Persians (Movsēs, History 1.14, tr. pp. 22-23; cf. H. Manandian, Beiträge zur albanischen Geschichte, Jena, 1897, p. 25).«
  5. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М.Л., 1959. — С. 295.:»После VII в. албанское письмо, как видно, выходит из обихода, что в значительной степени связано с тем, что в Закавказье в борьбе между монофизитами (последователями армянской церкви) и диафизитами-халкедонитами (последователями грузинской церкви) первые употребляли древнеармянский, вторые — древнегрузинский язык, они и стали канонизированными языками этих церквей. Албанская церковь с этого времени стала рассматриваться как часть армянской церкви, и языком богослужения её становится древнеармянский.»
  6. В. А. Шнирельман. Войны памяти: мифы , идентичность и политика в Закавказье. — М.: Академкнига, 2003. — С. 208—209, 211, 213—214, 238.

Религиозное разнообразие в Азербайджане

Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной. Так, в разные времена язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие верования распространились в стране и оказали друг на друга взаимное влияние. К началу 2020-х годов многие исторически распространенные религии в Азербайджане продолжают свое существование, в то же время на территории страны свободно действуют и распространяются новые религиозные течения.

На территории Азербайджане действуют разные конфессии, однако среди них ислам занимает доминирующее положение. По приблизительным подсчётам 95 % населения Азербайджана составляют мусульмане, 5 % — представители других религий (иудаизм, христианство, бахаи, и тд.), атеисты и агностики. Примерно 85 % мусульман страны составляют представители шиитского направления, а 15 % — суннитского, при этом для большинства жителей страны мусульманская идентичность, как правило, основывается на культуре и этнической принадлежности, а не на религии. Традиционно села вокруг Баку и Ленкоранского района считаются оплотом шиизма. В некоторых северных районах Азербайджана проживают сунниты.

Из иных конфессий, в Азербайджане подавляющее большинство составляют представители русской православной церкви, а также различные христианские секты. В Азербайджане также имеются представители протестантских направлений — адвентисты, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы.

Помимо молитвенных домов, в республике функционируют исламские, христианские и иудаистские образовательные учреждения, в том числе Бакинский исламский университет, факультет Религиоведения Бакинского государственного университета. На факультете Международных отношений Нахчыванского государственного университета студенты обучаются по специальности «религиоведения». Также функционируют 10 исламских колледжей, воскресные школы при православных церквях, библейские курсы протестантских общин, курсы иврита, религии и культуры евреев, и тому подобное.

Преступления на религиозной почве

Согласно докладу «Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью»(ЕКРН), в Азербайджане религиозная ненависть и нетерпимость в ряде случаев являлась мотивом преступлений на почве ненависти.

Религии в современном Азербайджане

Согласно действующей Конституции Азербайджан – светское государство, поэтому религиозная жизнь отделена от светской. В стране существуют множество религиозных конфессий, так как Азербайджан – многонациональная страна, в которой проживают множество этнических групп. Несмотря на это, доминирующей религией остаётся ислам шиитского толка.

Религиозные верования на территории Азербайджана имеют долгую историю. В I тысячелетии до н.э. на территории страны был распространён зороастризм, который считался государственной религией Персидской державы (Азербайджан на тот момент входил в состав государства) при Ахеменидах и Сасанидах. Даже сегодня зороастризм популярен среди местных жителей. Одним из самых почитаемых праздников считается Новруз Байрами.

Ислам является основной религией Азербайджана. 99,2% населения страны – мусульмане. Около 85% мусульман Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка, а 15 % — мусульмане-сунниты. Такое разделение непосредственно связано с тем, что часть Азербайджана долгое время входила в состав Ирана, единственной страны, где государственной религией считается ислам шиитского толка.

Религиозные течения и конфессии в Азербайджане

В Азербайджане существуют три большие еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В столице Азербайджана, в городе Губа и Огуз действуют 6 синагог, так же в Азербайджане действуют еврейские культурные центры и религиозные организации. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, считается одной из самых больших в Европе.

История христианства в Азербайджане насчитывает почти 2 тыс. лет и напрямую связана с именем одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Варфоломея. Он первым произнёс на землях Азербайджана евангельские проповеди, за что и был казнён в 71 году н.э. на территории современного Баку недалеко от Девичьей башни. Место его смерти на протяжении двух тысяч лет является местом поклонения всех христиан.

В стране действуют также как православные, так и католические храмы. На данный момент в Азербайджане функционируют 5 православных храмов, из них Кафедральный собор Святых Жен Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский собор находятся в Баку.

Католичество в Азербайджане начало распространяться с XIV века, когда в страны хлынул поток миссионеров из разных католических миссий: доминиканцев, кармелитов, францисканцев. В начале XX века в Баку был заложен фундамент первого католического храма – Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 2002 году Азербайджан посетил глава католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. В настоящее время католическая конфессия в Азербайджане немногочисленна – около 500 человек. Кроме православных и католиков, в Азербайджане существует 25 небольших общин протестантов-баптистов.

Вера бахаи

Вера Бахаи в Азербайджане пересекает сложную историю региональных изменений. До 1850 года в Нахчыване были утверждены последователи предшествующей религии бабизма . К началу 20 века община бахаи, теперь сосредоточенная в Баку , насчитывала около 2000 человек и несколько бахаи . Это способствовало благоприятному вниманию местных, региональных и международных лидеров мысли, а также давних ведущих деятелей религии. Однако в рамках официальной доктрины о государственном атеизме во время советской власти, община бахаи почти закончилась, хотя она была немедленно возобновлена в перестроечные ослабленных контроля над религиями. Община бахаи Азербайджана переизбрала свое в 1992 году. К 2007 году современное население бахаи Азербайджана, сосредоточенное в Баку, достигло своего пика по сравнению с советским периодом, насчитывая около 2000 сторонников. из которых более 80% были обращенными. Однако община бахаи в Нахчыване, где впервые были основаны верующие азербайджанцы, подвергалась серьезным еще в 2006 году, хотя это также может быть связано с пунктами 1-3 статьи 18 Конституции Азербайджана, подтверждающими, что все религии равны перед законом, но пропаганда религий, умаляющая человеческую личность и противоречащая принципам гуманизма, запрещена.

Иудаизм

Иудаизм присутствует в Азербайджане с I — го  тысячелетия до нашей эры. AD . В Азербайджане существуют три отдельные еврейские общины ( горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи) , общая численность которых составляет почти 16 000 человек. Из них 11 000 — горские евреи , 6 000 — в Баку и 4 000 — в Губе , 4 300 — евреи-ашкенази, большинство проживает в Баку и Сумгаите , а 700 — грузинские евреи. Есть три синагоги в Баку и несколько в провинции.
Шейх аль-Ислам Аллахчукюр Пашазаде пожертвовал 40 тысяч долларов на строительство еврейского дома в Баку в 2000 году . Красное Село в Губе приветствовало еврей из XIII — го  века с их знаменитым языком, их специфических обычаями и традицией. Сегодня здесь 2 школы для еврейских детей , 7 еврейских общин и 2 синагоги .

Как узнать по внешности

Внешне армяне и азербайджанцы схожи — среднего роста, крепкого
телосложения, с широкими лицами, крупными носами. Однако есть нюансы внешности,
которые помогут «на глаз» мгновенно отличить эти кавказские национальности. Характерные
признаки — волосы и глаза.

Этнографы утверждают, что у армян редко встречаются прямые
волосы, при этом у половины населения они светлые или каштановые. Что касается азербайджанцев,
то у 95% из них преобладают прямые волосы черного цвета. Самый надежный способ
идентификации — сравнить глаза, у армян они большие, глубоко посаженные, у
азербайджанцев глаза в среднем меньше и немного отличаются разрезом.

Кавказские корни

Так от кого произошли азербайджанцы? Согласно информации из Encyclopædia Britannica, они имеют смешанное этническое происхождение. Самый древний этнический элемент в их родословной восходит к античным жителям восточного Закавказья и, возможно, к мидийцам Северной Персии. Вот откуда появились азербайджанцы.

Имеются данные о том, что несмотря на неоднократные вторжения и миграции, аборигенные кавказцы, возможно, были культурно ассимилированы, сначала древними иранскими народами, а затем огузами. Значительная информация была изучена о кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство. Удинский язык, который все еще звучит в Азербайджане, может быть остатком древнего албанского. Вот и ответ на вопрос о том, откуда появились азербайджанцы на Кавказе.

Это влияние кавказской культуры распространилось дальше на юг — в Иранский Азербайджан. В течение первого тысячелетия до нашей эры еще один кавказский народ, маннайцы (маннаи), населял большую часть Иранского Азербайджана. Ослабленные конфликтами с ассирийцами, маннайцы, как полагают, были завоеваны и ассимилированы мидянами к 590 году до н. э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector