Полезные сведения о бассейне реки янцзы

Что говорят наши клиенты?

10 дней Шанхай, Чунцин , Ичан, Три ущелья , Ханчжоу, Хуаншань — MARINA, 2017-10-12

Хочу написать отзыв о своей поездке в Китай в сентябре этого года. За 9 дней я посетила Шанхай, Ханджоу, горы Хуаншань и самое главное, я проплыла на корабле по реке Янцзы. Путешествие прошло необыкновенно.

Надо сказать, что организовано оно было великолепно. Гиды встречали меня и провожали на транспорт в другие города слаженно, без опозданий, внимательно прислушивались к моим пожеланиям.

Мне удалось посмотреть много интересных мест, особенно поразили меня горы Хуаншань, куда всем непременно советую съездить. Величие, красота, воздух, природа — поражают воображение.

Вообще, я всем советую воспользоваться услугами этой туристической фирмы. Маша Джоу подберет любой маршрут, подскажет лучшие варианты путешествия по интересным местам.

Вы останетесь очень довольны! Желаю удачи.

Река Янцзы (Китай): горные пейзажи

Покинув административное образование Цинхай, водный поток поворачивает на юг и оказывается между Тибетским автономным районом со столицей в Лхаса и провинцией Сычуань со столицей в Чэнду. Данная местность характерна долиной, окружённой горными хребтами. Это Сино-Тибетские горы. Они являются продолжением Тибетского нагорья и расположены к востоку от него.

В этом районе река Янцзы носит местное название Цзиньшацзян. Она несёт свои воды через глубокие ущелья, образуя бурные и опасные для людей пороги. Не менее опасна и другая река Китая – Хуанхэ.

Самым глубоким является ущелье Прыгающего тигра. Это каньон с отвесными склонами. Их высота в некоторых местах достигает 2-х километров. Расположен каньон в провинции Юньнань со столицей в Куньмин, примыкающей к Сычуань. Эта местность характеризуется понижением высоты над уровнем моря до 300 метров.

Успокоив свой бурный горный нрав, река Янцзы попадает в Сычуаньскую котловину. Течение в этой местности спокойное, а ширина водного потока достигает 500 метров. Дальше на пути могучей реки появляется горный массив, окаймляющий котловину. Вода пробивается через него, и русло при этом сужается до 120-200 метров, а глубина в некоторых местах доходит до 100 метров.

В Сычуаньской котловине Янцзы принимает в себя воды реки Миньцзян – самой могучей из всех притоков. Дополнением служит река Цзялинцзян. Это левый приток. Его длина составляет 1119 км. Всё это происходит в административном округе центрального подчинения Чунцин.

Река Янцзы и ГЭС

А вот дальше река устремляется к провинции Хубэй со столицей в Ухань. Именно на границе Чунцин и Хубэй находится знаменитая китайская ГЭС, носящая романтичное название «Три ущелья». Это крупнейшая в мире гидроэлектростанция. Длина перегораживающей водный поток плотины равна 2309 метров, а высота достигает 185 метров.

За плотиной река Янцзы оказывается на Цзянханьской равнине провинции Хубэй. Здесь водный поток носит местное название Чанцзян. Великую реку начинают питать стоки множества озёр. Самое крупное из них носит название Дунтинху. Находится оно в провинции Хунань, граничащей с провинцией Хубэй. Примечательно озеро таким уникальным животным как беспёрая морская свинья, которая относится к отряду китообразные.

Далее на пути могучего потока появляется город Ухань. Это крупнейший мегаполис центрального Китая. Именно в нём река Янцзы принимает в себя левый приток Ханьшуй. Это большая река длиной 1532 км. Она хорошо известна всему миру. В 2008 году в её верховьях произошёл сброс промышленных отходов. Результатом стало то, что 100 тысяч человек остались без питьевой воды.

Далее река течёт через провинцию Аньхой со столицей в Хэфэй и попадает в провинцию Цзянсу со столицей в Наньчан. Справа водный поток принимает в себя стоки самого крупного озера в Китае Поянху. Озеро примечательно тем, что в его водах запрещено ловить рыбу. Таким образом китайские власти оберегают от уничтожения беспёрых морских свиней. В озере их живёт порядка 300.

Река Янцзы (Китай) на равнине

Оставив позади себя земли провинции Цзянсу, река Янцзы встречается с Восточно-Китайским морем и заканчивает свой долгий путь по землям КНР. К югу от места впадения находится город Шанхай. Он имеет статус центрального подчинения и граничит с провинциями Цзянсу и Чжэцзян со столицей в Ханчжоу. Население мегаполиса составляет около 25 миллионов человек. А ведь ещё в начале XX века Шанхай представлял собой маленькую рыбацкую деревушку.

В своём нижнем течении Янцзы несёт могучие воды через Великую Китайскую равнину. Помимо основного русла, достигающего в ширину 2 км, река образует многочисленные рукава. Глубина в этих местах достигает 20-30 метров. В море водный поток впадает 2-мя рукавами и в месте впадения образует эстуарий – устье реки, в котором отсутствуют речные наносы из-за сильных морских течений. Площадь эстуария равняется 80 тысячам кв. км.

Бассейн реки Янцзы занимает 20% всей площади Китая. А проживает на этой территории 30% населения. Благодаря могучему водному потоку, формируется 25% всего ВВП страны. В XXI веке река Янцзы очень сильно пострадала от промышленных загрязнений и сельскохозяйственных стоков. Нанесён непоправимый ущерб водно-болотным угодьям и озёрам, питающим реку своими стоками. Всё это пагубно сказалось на экосистеме. Отдельные участки реки в наши дни имеют статус природных заповедников и охраняются законом.

Янцзы фото:

История

На берегах низовий Янцзы появилась цивилизация южного Китая. В районе Трёх ущелий были найдены свидетельства человеческой деятельности 27 тыс. лет назад. В Период Весны и Осени в западной части Янцзы располагалось царство Шу, царство Чу занимало центральную часть реки, а царства У и Юэ находились нижнем течении реки. Хоть район реки Хуанхэ был в то время более богатыми и развитым, мягкий климат Янцзы благоприятствовал земледелию.

Начиная с династии Хань экономическое значение региона реки Янцзы стало возрастать. Создание ирригационных систем к северо-западу от Чэнду (в том числе знаменитой системы Дуцзянъянь) в период повысило эффективность земледелия.

Исторически Янцзы несколько раз являлась границей между северным и южным Китаем из-за сложности её преодоления. Вдоль реки произошло множество сражений, включая известную Битву при Красных Утёсах в 208 году н. э. в Эпоху Троецарствия.

Катастрофы

Чем река угрожает постоянно, так это наводнениями. Не помогают даже плотины. В 2008 г. под воду ушла территория с населением 52 млн. человек. Жителей срочно эвакуировали. Масштабные наводнения случались в 1935, 1954, 1998 гг.

Дата

                      Происшествие

1931 г. Муссонное наводнение, унесшее жизни 3,7 млн. человек. Вода не уходила около 6 месяцев. Потери урожая были катастрофические. 40 млн. человек лишились крова. Процветали голод, преступность и мародерство.
1949 г. На реке завязалась перестрелка между батареями НОАК и королевскими ВМС.
2011 г. Небывалая засуха и обмеление Янцзы. Река превратилась в по сути в ручей.
2015 г. Четырехпалубный теплоход «Звезда Востока» затонул вместе с пассажирами. Причиной крушения стал налетевший смерч. Судно ушло под воду за 2 мин. Пассажиры в количестве 458 человек готовились ко сну, поэтому предпринять ничего не успели. Судно подняли из воды в том же году.
2015 г. Крушение буксира. Судно проходило несанкционированные испытания. Погибло 22 человека.
2020 г. Столкнулись баржи с танкером, перевозившим нефть. В результате столкновения баржа со щебнем пошла на дно, а танкер загорелся. Погибло 14 человек экипажа.
2020 г. В устье столкнулись 2 судна. В 63-хметровый сухогруз врезался 170-метровый контейнеровоз. 5 пропавших без вести и один погибший.

Великая Янцзы имеет все шансы перестать быть великой.

Провинция Хубэй

Самой известной достопримечательностью в провинции Хубэй является Дамба Три ущелья. Она расположена в 38 километрах вверх по течению от города Ичан в районе ущелья Силин. Это самая большая в мире дамба и самая большая ГЭС. Система шлюзов для прохождения кораблей на Дамбе Три ущелья расположена выше всех подобных объектов в мире. Уровень воды позади дамбы был повышен на 185 м, что привело к повышению уровня воды и расширению русла Янцзы реки на 550 км вверх по течению.

На территории провинции Хубэй также находится вторая половина живописного района Трех ущелий и два больших речных порта в городах Цзинчжоу и Ухань, которые вместе с городом Ичан являются остановочными пунктами на выбор во время круиза по Янцзы реке. Другие достопримечательности включают горную реку Шэньнун с ее крутым каньоном, кристально чистыми водами и карстовыми ландшафтами и дамбу Гэчжоу. Эта более короткая, более широкая дамба была построена раньше, чем Дамба Три ущелья. Она находится вниз по течению Янцзы в районе города Ичан.

К тому моменту, когда Янцзы река достигает города Ухань, она находится совсем немного выше уровня моря. В этом месте река входит в совершенно другую местность. Нижнее течение Янцзы – это плодородные низменные земли с множеством озер и каналов. В этих местах развиты рисоводство и разведение рыбы.

Описание

Средний расход воды около устья равен 34 тыс. м³ в секунду, годовой сток оценивается в 1070 км³ (4-е место в мире). Твёрдый сток Янцзы превышает 280 млн т в год, что приводит к быстрому росту дельты — в среднем на 1 км за 35-40 лет. Большим количеством примесей также объясняется жёлтый цвет вод реки.

Режим реки муссонный, раньше в летнее время уровень воды в Сычуаньской котловине поднимался на 20 м, а на равнинных частях — до 10-15 м. Морские приливы распространяются по реке на 700 км от устья (до города Цзюцзян). Для защиты от неоднократных в прошлом опустошительных наводнений создана система дамб общей протяжённостью более 2,7 тыс. км. В определённой степени силу наводнений уменьшают озера Поянху и Дунтинху, принимающие огромные объёмы паводковых вод Янцзы. Сильные наводнения были в 1870, 1896, 1931, 1949, 1954 и 1998 годах.

Воды реки широко используются для орошения рисовых полей, особенно на территории Сычуаньской котловины и в нижнем течении.

Янцзы является главной водной магистралью Китая. Судоходный участок начинается от подножья Сино-Тибетских гор и продолжается 2850 км до Восточно-Китайского моря. Морские суда водоизмещением до 10 тысяч тонн могут подниматься до города Уханя. Суммарная длина водных путей бассейна Янцзы превышает 17 тысяч км. Река является одним из наиболее загруженных водных путей мира. Объём грузовых перевозок в 2005 году достиг 795 млн тонн.

Вдоль побережья Китая расположен Великий канал, соединяющий Янцзы с Хуанхэ. Кроме того, начиная с 2002 года Китай начал реализовывать проект по переброске вод с юга на север из бассейна Янцзы в Хуанхэ.

Среднегодовой сток

Сток реки измерялся в течение 64 лет (1923—1986) в городе Датун, расположенном примерно в 511 км от её устья в Восточно-Китайском море.

В Датуне среднегодовой сток, наблюдавшийся за этот период, составил 28 811 м³/сек, при водоразделе 1 712 673 км². Эта область составляет более 95 % от общей площади водосбора реки, и сток в этом месте лишь немного отличается от конечного в устье. Больше половины среднегодового стока приходилось на период с июня по сентябрь. Среднегодовой го­до­вой объ­ём сто­ка в XX веке, в Большой российской энциклопедии оценивается в 900 км³, а сток взве­шен­ных на­но­сов в 350—500 млн тонн в год.

Среднее количество осадков в бассейне реки таким образом достигает 531 миллиметров в год.

Средний расход воды (м³/с) реки Янцзы по месяцам с 1923 по 1986 гг.
(замеры производились на гидрологическом посту на контрольно-измерительной станции Датун)

Максимальный расход воды, зафиксированный в городе Датун в течение этого длительного периода наблюдения, составил 84 200 м³/сек, в то время как минимальный расход воды составил 1110 м³/сек.

Исторические сведения о реке

Еще в древние времена мягкий климат в речной дельте позволил успешно вести сельскохозяйственные работы. При приходе к власти династии Хань, создание ирригационных систем позволило сделать регион экономически важным, а выручку от выращивания культур более стабильной

При династии Хун, территория вдоль побережья стала наиболее развитой и важной в стране

Река делит КНР на две части, ранее враждующие между собой. Поэтому дельта видела немало войн и битв, самая знаменитая из которых Битва у Красной скалы в 208 году н.э.

Сегодня река – важная составляющая экономики страны. И связано это не только с сельскохозяйственными работами, транспортными развязками и использованием вод в бытовых и промышленных целях. Живописные районы, которые находятся вдоль Янцзы – самые красивые в стране природные уголки и туристы, планируя совершить путешествие по Китаю выбирают именно речные маршруты. Наиболее популярными экскурсиями являются – круизы по главной водной магистрали. Среди путешественников ходит мнение, что именно так можно увидеть истинное лицо и душу КНР.

Устье

Янцзы считается естественной границей Южного и Северного Китая. К северу от нее климат сухой, с более низкой температурой и меньшим количеством дождей, а в устье он теплый и влажный, с достаточным количеством осадков.

Устье Янцзы — это участок от уезда Хукоу до морского побережья в Шанхае, с протяженностью 938 км и площадью – 120000 км2. В этой части Янцзы проходит мимо многих процветающих городов, таких как Уси, Сучжоу и Шанхай.

Дельта, которая начинается за Чжэньцзян, состоит из большого количества рукавов, притоков, озер, русел древних рек и болот, которые связаны с основным руслом. Во время крупных паводков территория дельты полностью затоплена.

География

В низовьях Янцзы протекает через бассейн с кайнозойской породой возрастом от 65 до 25 млн. лет. Это результат речных отложений, поскольку она мигрировала через нижнюю часть бассейна на протяжении всей своей кайнозойской истории.

Прежде чем впасть в море, Янцзы разделяется на 2 рукава, которые независимо плавно перетекают в Восточно-Китайское море. Левая ветвь имеет ширину от 5 до 10 км, правая ветвь — от 10 до 25 км.

Между ветвями находится остров Чонгминг, который образовался из-за отложений аллювия в устье Янцзы. Глубина реки местами достигает 30–40 м, но уменьшается до 5 м у моря из-за наличия песчаных отмелей.

Общая длина берегов Янцзы, на которых построены дамбы, составляет около 2740 км.

Характеристика

Ширина Янцзы в дельте до города Цзянъинь колеблется от 1,6 до 3,2 км, ниже по течению русло расширяется, превращаясь в огромный лиман, ширина которого в устье превышает 80 км.

Основные характеристики устья реки Янцзы:

  1. Несет объем ила около 22 000 м3/с.
  2. Среднее количество осадков — 1190 мм/год.
  3. Максимальное количество осадков — 1917 мм/год.
  4. Минимальное количество осадков — 572 мм/год.
  5. Среднегодовой расход — 2511 м3/с.
  6. Максимальный расход — 473 м3/с.
  7. Минимальный расход — 9261 м3/с.

Устье реки Янцзы имеет один из самых высоких уровней биоразнообразия в мире. Богатая и сложная местность и климат Янцзы создали широкий спектр естественных экосистем, обеспечивающих жизненно необходимые среды обитания для таких уникальных видов животных как:

  • снежный барс,
  • золотая обезьяна,
  • гигантская панда и морская свинья Янцзы.

В реке водятся более 180 видов рыб:

  • сельдь,
  • угорь,
  • сазан,
  • сом,
  • черный карп,
  • белый амур,
  • толстолобик и другие.

Янцзы в своем устье дает богатый ежегодный вылов рыбы свыше 64% от общего по реке.

Берега дельты является прекрасным местом произрастания множества растений и обитания животных, а некоторые особые виды, встречаются только в этих местах, такие как:

  • гигантские панды,
  • золотые обезьяны,
  • дельфины и китайские аллигаторы.

На карте

Устье реки соединено с Восточно-Китайским морем, где ее водосборный бассейн имеет площадь около 700 000 км2. Этот район в Китае относится к экономически процветающему континентальному сектору. Пространство площадью 358000 км2, что практически равно территории Германии, охватывает округ Шанхай, провинции Цзянсу и Чжэцзян.

Это один из самых густонаселенных регионов на земле: более 150 миллионов жителей проживают в более чем двадцати развитых городах, включая Ханчжоу и Чанчжоу. На их долю приходится около четверти ВВП страны и одна треть внешней торговли и привлечения инвестиций.

Порт Нинбо Чжоушань стал крупнейшим портом в мире по грузообороту, связав промышленный пояс реки Янцзы с новым Морским шелковым путем двадцать первого века.

Абсолютная высота и координаты

Янцзы от своего истока, расположенного на высоте 4700 м, постепенно спускается на нулевую отметку уровня моря: от высоты 305 м в районе Ибинь, провинции Сычуань, важного речного навигационного пункта и 192 м в Чунцине до 40 м в И-Чанге. Координаты дельты около Шанхая и Цзянсу: 31 ° 23’36 » с.ш., 121 ° 58’58 » в.д

Янцза считается самой биоразнообразной рекой в мире

Три параллельных реки образуют область, в провинции Юньнань Китая, которая лежит в пределах водосборных бассейнов трех основных китайских рек; Ланьцан (Меконг), Нуцзян (Салуин) и Янцзы. В этом районе три реки протекают примерно параллельно друг другу на расстоянии более 300 км, хотя и разделены высокими горными цепями. Эти великие реки и их экология охраняются национальным парком размером 310 км на 180 км. Три параллельные реки охраняемых районов Юньнани являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он состоит из пятнадцати охраняемых территорий, в восьми географических кластерах. В своем описании района ЮНЕСКО упоминает: «(Она) считается самой биоразнообразной и наименее нарушенной умеренной экосистемой в мире». Три параллельных реки являются домом для около 6000 видов растений, многие из которых являются эндемичными; 173 вида млекопитающих, из которых 81 эндемичен; и 417 видов птиц, из которых 22 являются эндемичными. Демографическая ситуация в этом районе также заметна, поскольку здесь проживают многие меньшинства, проживающие в провинции Юньнань, в том числе Дерунг, тибетский народ, народ ню, лису, бай, пуми и наси.

Расположение трех параллельных рек охраняемых районов Юньнань

Названия[править | править код]

Стандартное современное название реки Янцзы в самом Китае — «Чанцзян» (长江), то есть буквально «Длинная река». В древности она (или, во времена «Ши цзин», её среднее течение) называлась просто «Цзян» (江); в наше время слово «цзян» (江) просто значит «река», употребляясь как составная часть названий многих крупных рек (напр., «Хэйлунцзян» — «Река чёрного дракона», китайское название реки Амур).

Распространённое в европейских языках, включая русский, название «Янцзы» (в разных языковых формах, напр. англ. Yangtze), появилось в европейской литературе уже в книге Маттео Риччи, и происходит из старинного названия (Янцзы(цзян), 扬子(江)), использовавшегося в низовьях реки. В самом Китае сейчас его можно встретить в основном в «художественном» контексте, напр. в названиях компаний в городе Янчжоу, или в названии нанкинской газеты «Янцзы Ваньбао» (вечерняя Янцзы).

Для верхнего течения реки по сей день существуют специальные названия. Так, в Сычуани и Юньнани, выше слияния с Миньцзяном (у города Ибинь) река известна как Цзиньшацзян (金沙江), то есть «река золотого песка»; выше, в провинции Цинхай как Тунтяньхэ (通天河), букв. «река, проходящая через небо»; а самые верховья, в горах Тангла на юго-западе Цинхая, как Тотохэ либо Улан-Мурэн (оба названия — монгольского происхождения, означают «красная река»). По-тибетски Тунтяньхэ зовется Дрэ-чу (Drichu; Ды-чу, у Пржевальского).

Источники XIX века часто использовали для Тотохэ название Мур-Усу (Murus). Для всей реки Янцзы, несмотря на мутность её воды, в европейской литературе того времени нередко употреблялось название Голубая река (лат. Flumen Caeruleum), возможно в противопоставление Жёлтой реке.

(Другие авторы, впрочем, использовали название Blue River лишь для сычуаньского притока Янцзы, реки Миньцзян, на основании использовавшегося в этом регионе неофициального названия Циншуй 清水 — «Прозрачная вода»).

Исторические сведения

Считается, что цивилизация южного Китая зародилась на побережье низовий реки. Это доказывают находки в области Трёх ущелий, которым не менее 27 тысяч лет.

Археологи установили, что в период 770 г. до н. э. до 476 г. до н. э. на территориях современных провинций Сычуань и Хубэй, Хунань, южной части Аньхой и города Чунцин жили племена ба, шу и чу. Племенами У и Юэ была заселена дельта реки на землях, где сейчас находятся провинции Цзянсу, Чжэцзян и город Шанхай.

Несмотря на то, что земли вокруг другой крупнейшей реки Хуанхэ были в те времена более богатыми, Янцзы привлекала теплым устойчивым климатом, который благоприятствовал развитию земледелия. Экономическое значение начало возрастать с приходом династии Хань и возведения ирригационных систем. Это способствовало повышению эффективности земледелия.

Во все времена Янцзы служила важным транспортным путем для перевозки товаров из одной точки страны в другую. Такие путешествия были довольно сложными из-за множества порогов и огромных камней. Уровень воды часто значительно менялся, в летний период ветра были недостаточно сильными, поэтому приходилось спускать паруса и управляться веслами на самых опасных участках.

Современная эра Янцзы берет начало в 1900 году, когда колесный пароход S. S. Пионер из Великобритании проплыл вверх по течению до города Чунцин без помощи весельной тяги. В эти же годы трагически разбился на камнях немецкий пассажирский пароход.

Сегодня путешествия по Янцзы вверх или вниз по течению стало приятным и запоминающимся путешествием благодаря современным системам навигации и стабилизаторам движения, исключающие морскую болезнь. Воды в районе Трех ущелий и вниз по течению благодаря дамбе уже не столь темпераментные, а больше напоминают озерную гладь.

Вдоль реки Янцзы произошло множество исторических сражений

Самой важной стала битва при Красных Утёсах в 208 году н. э

в Эпоху Троецарствия.

Характеристика

Бассейн речной артерии занимает 1 808 500 кв. км и включает около 700 притоков. Крупнейшие из них:

  1. Уцзян, впадающая в основную водную артерию Китая в южной части государства.
  2. Ялунцзян, как и Янцзы, начинает свой путь с Тибетского нагорья.

    Спускаясь по ущелью и образовывая многочисленные опасные пороги, она впадает в главную реку Китая.

  3. Хуанпу – небольшой водный поток, знаменитый городом, расположенным на его берегах – Шанхай.
  4. Цзыцзян и Тонцзян входят в 5-ку основных речных притоков.
  5. Цзялинцзян течет со склонов Циньлин на более чем 1100 км.
  6. Миньцзян – самый многоводный приток.
  7. Ханьшуй – главный водный транспортный путь северо-восточный провинций Китая.

Речной бассейн Янцзы играет одну из основных ролей в экономической сфере КНР. Несколько тысяч лет воды бассейна использовались жителями Поднебесной в качестве транспортного пути, орошали реками поля с сельскохозяйственными угодьями.

На территории бассейна главной реки китайцы выращивают много культур, основная из которых — рис. Также здесь принято выращивание:

  • зерновых,
  • бобовых,
  • картофеля,
  • помидоров,
  • бамбука,
  • табака,
  • арахиса и некоторых культур для промышленности.

На берегах главной речной артерии Поднебесной и ее притоков растут фрукты, чай. Река протекает через несколько климатических зон, в которых можно встретить многих животных – от слонов и носорогов до волков и медведей с тиграми.

Хозяйственное значение

Хозяйственное значение реки для китайского народа невозможно переоценить. Ещё в древности воды использовались для полива сельскохозяйственных угодий, канализации. Район, образовавшийся возле Янцзы, экономически развит и обеспечивает пятую часть ВВП страны.

Использование реки как средства передвижения также немаловажно. Тысячелетиями она служила единственным связующим звеном отдалённых районов Китая

Только в XX веке появилась железная дорога, как альтернативный способ передвижения по стране.

Потенциал реки, спадающей с горных хребтов, обеспечивает население энергией, благодаря мощной электростанции. «Три ущелья» на реке Янцзы снабжена водохранилищем, огромный запас воды которого повлиял на скорость вращения земли.

Экология

В последние десятилетия климат стал заметно теплей. Начали интенсивно таять тибетские и гималайские горные ледники, что существенно увеличило полноводность Янцзы. Площадь ледяных и снежных шапок уменьшилась на 20%. Это сказывается на увеличение сброса речной воды.

Также, это влияет и на увеличение речных наносов. Породы стали вымываться гораздо быстрее. Плюс сократился сезон выпадения снега, что усиливает разрушительное воздействие дождя на почву. Все это в целом увеличило к разрастанию процессов эрозии на берегах.

Правительство принимает меры, но эффекта от них нет. На Янцзы, конечно построены очистные сооружения. Беда в том, что работают они на 30% своей мощности. Еще на 70% нет денег. Последние пробы воды показали наличие тяжелых металлов. Число ПДК превышает норму в 100(!) раз.

Зависимость от рельефа — три разные части одной водной артерии

Пересекает три основные экономические зоны Юго-Западного, Центрального и Восточного Китая и, наконец, впадает в залив Дунхай — Восточно-Китайское море.

В зависимости от географического расположения, Янцзы условно разделена на три зоны с различными характеристиками.

Янцзы, также известная в древности как «Цзян». Начинает свое движение высоко в горах. 5600 м над уровнем моря, на востоке Тибетского плато. С медленной скоростью и неторопливо река протекает по этой местности. Пока не попадает в каменистое ущелье, где характер ее преображается.

Потоки воды с огромной скоростью и шумом проходят через узкое ущелье под названием Прыгающий тигр. На этом участке опасные пороги и бурное течение. Поток воды с ревом несется в узких местах между каменных скалистых стен.

Эти места считаются не только одними из самых опасных в мире, но и самыми завораживающими. Дикий и крутой пейзаж в сочетании с большими деревьями и чарующими звуками представляет путешественнику величие природы. Уклон русла в среднем 2°, скорость течения — более 7 м/сек.

Протяженность верхней зоны составляет около 2700 километров. Перепад составляет 3000 метров. Падение уровня воды составляет 90% от общего падения. В 100 км от устья в горах проходит железная дорога, самая высокогорная в мире.

Выход из высокогорья

Далее река протекает по Сычуаньской впадине, скорость намного снижается. В этом районе много притоков и озер. Площадь водосбора среднего течения составляет около двух пятых всего бассейна.

Река протекает между многочисленными горными ущельями. Самые знаменитые из них, следующие одно за другим три ущелья, в которых русло сужается до 200 м.

Среднее течение составляет около 1020 километров. Русло принимает извилистую форму и протекает далее через равнину. Средняя скорость составляет 1 м/сек.

Равнинная и спокойная

Нижнее течение водотока занимает участок длиной более 2600 километров, с широкими берегами, глубокими водами и множественными притоками, более 700. Они влияют на объем воды реки Янцзы, но на скорость течения не оказывают влияния.

Объем воды, а, следовательно, и скорость течения, сильно меняются в зависимости от времени года. Наблюдается увеличение показателей в период муссонных дождей, в период таяния ледников.

Живописная равнина: дельта

Ниже Чжэньцзяна русло следует на юго-восток и разливается в обширную дельту реки Янцзы. Рельеф здесь более равнинный, с густыми водными сетями и многочисленными озерами. Взору представляется захватывающий пейзаж, соединения реки и моря.

Скорость потока в этой местности медленная. Небольшой уклон 0.02— 0.008°. В зоне низовья образуются многочисленные песчаные отмели. Из года в год происходит накопление большого количества наносов.

Речные модификации

Река Ву широко использовалась для производства гидроэлектроэнергии . По состоянию на 2010 год общая мощность плотин вдоль реки составляла 8 500 мегаватт (МВт). Большая часть этого развития произошла совсем недавно, поскольку выработка электроэнергии в 2010 году была в четыре раза больше, чем в 2005 году. Большинство плотин на реке были построены и принадлежали Wujiang Hydropower Corporation . Самая большая плотина, 232-метровая (761 фут) плотина Гупитан , была завершена в 2011 году. Помимо выработки электроэнергии, плотины на реке Ву также обеспечивают контроль паводков и гидравлический напор для ирригационных операций.

Низовья реки сильно загрязнены из-за плохой канализации и сброса сельскохозяйственных отходов — настолько, что это даже не считается пригодным для орошения и промышленных целей.

Примерно 40 километров (25 миль) нижнего течения реки образует рукав Ущелья Ву (Большое ущелье или Второе ущелье) Трех ущелий, ныне погруженного в воду на глубину до 30 метров (100 футов) из водохранилища Трех ущелий. В конце 2008 г. геологическая нестабильность вызвала оползни объемом 20 000 и 50 000 кубических метров (26 000 и 65 000 кубических ярдов). Предполагается, что бывшая горка является частью более крупного неустойчивого склона, имеющего целых 100 000 кубических метров (130 000 кубических ярдов). Последний оползень вызвал волну, которая затопила лодки на расстоянии до 2 километров (1,2 мили).

Десять плотин на реке, которые были завершены, строятся или планируются по состоянию на март 2014 года, перечислены ниже от нижнего до верхнего течения.

  • Плотина Даксикоу — отменена, 1200 МВт
  • Плотина Баймато — по программе, 350 МВт
  • Плотина Иньпан — завершено, 600 МВт
  • Плотина Пэншуй — завершено, 1750 МВт
  • Плотина Шатуо — завершено, 1120 МВт
  • Силинская плотина — завершено, 1050 МВт
  • Гупитан плотина — завершено, 3000 МВт
  • Плотина Уцзянду — завершено, 1250 МВт
  • Плотина Суофенгинг — завершено, 600 МВт
  • Плотина Дунфэн — завершено, 695 МВт

Навигация

В 1950-х годах местные органы власти начали амбициозный проект по повышению судоходности реки Ву. Нижние 480 километров (300 миль) реки были извлечены из наносов, а сотни наборов порогов были разрушены взрывными зарядами. Навигация по верховьям реки, напротив, отражает сложность перехода через Янцзы в районе Трех ущелий до строительства плотины Трех ущелий. С созданием водохранилища за этой плотиной судоходство в нижнем течении У значительно увеличилось.

Мосты и тоннели[править | править код]

Первый мост в Ухане, вид вниз по течению.

Вплоть до 1957 года на всем протяжении реки от Ибиня до Шанхая не было никаких мостов. В течение нескольких тысячелетий единственным способом переправы через Янцзы оставалось паромное сообщение. В ряде случаев подобное путешествие могло быть довольно опасным; об этом, в частности, свидетельствует катастрофа парома «Чжунаньлунь» 15 октября 1945 года, в которой погибло более 800 человек.

Таким образом, в течение длительного периода времени река являлась серьёзным географическим барьером, разделявшим северный и южный Китай. В первой половине XX века пассажиры, следовавшие железнодорожным сообщением из Пекина в Гуанчжоу или Шанхай, были вынуждены сходить с поезда, пересекать Янцзы на пароме и затем садиться на другие поезда, следовавшие до точки их назначения.

Янцзы в районе «первого моста» на Цинхай-Тибетской железнодорожной магистрали в Тибете.

После того, как в 1949 году сформировалась Китайская Народная Республика, советские инженеры оказали помощь в проектировании и строительстве совмещенного мостового перехода в городе Ухань с раздельным железнодорожным и автомобильным движением, который возводился в период с 1955 по 1957 годы. Это сооружение стало первым мостом через Янцзы. Второй мост через реку, железнодорожный, был возведен выше по течению, в Чунцине, в 1959 году. Что касается нижнего течения, то ещё один совмещенный мост появился впоследствии в Нанкине; его строительство было завершено в 1968 году, уже без постороннего содействия — в силу произошедшего раскола между Советским Союзом и Китаем. Кроме того, железнодорожно-автомобильные мосты соединили берега реки в Чжичэне и Чунцине (1971 и 1980 года соответственно).

Процесс строительства новых мостов замедлился в 1980-е годы и возобновился лишь десятилетие спустя. До начала XXI века были возведены мост в Цзюцзяне (1992), а также второй мостовой переход в Ухане. К 2005 году Янцзы пересекало в общей сложности 56 мостов и один тоннель, к 2015 году число мостов возросло до 81, а тоннелей — до 5. Через реку переброшены многие из самых длинных подвесных и вантовых мостов в мире: Цзянъинь (1385 метров, открыт в 1999 году), Жуньян (1490 метров, открыт в 2005 году), Янло (1280 метров, открыт в 2007 году), Сутун (1088 метров, открыт в 2008 году), Инъучжоу (3420 метров, открыт в 2014 году). Активное строительство продолжается и в последние годы: в одном лишь городе Ухань берега реки связаны сейчас восемью мостами и двумя тоннелями метро.

Кто обитает в Янцзы

Река пристанище и дом родной для 370 видов рыб. Около 140 из которых являются эндемичными. Самую большую часть рабьего сообщества 51%, составляют карповые. За ними в порядке убывания следуют 6,9% плоскоперые, 10% вьюны, 5,4% сомы и 4,4%. Оставшиеся проценты распределяются среди малочисленных пород.

Некоторые обитатели находятся на грани вымирания или уже перестали встречаться. Это:

  • бесперая морская свинья;
  • китайский веслонос;
  • китайский осетр;
  • китайский веслонос или псефур;
  • азиатские храмули;
  • лучепёрые рыбы;
  • китайский аллигатор и др.

Когда-то здесь плавали семиметровые осетры, но постройка дамбы отрезала их от нерестилищ. Ниже ГЭС не попадаются ни осетровая икра, ни мальки. Еще один вид оказался вычеркнут из водного мира Янцзы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector