Пещера альтамира — cave of altamira

Зоны пещеры Ласко

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Зал быков

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этих быков нарисовали в натуральную величину.

Зал быков

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Осевой проход

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Неф

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Кошачий лаз

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем следует участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Апсида

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Шахта

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Возможно это иллюстрация древней легенды

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Датировка и периодизация [ править ]

Ассоциация животных в пещере Альтамира, автор Леруа-Гурхан.

Нет никакого научного согласия относительно датировки археологических артефактов, найденных в пещере, а также рисунков и картин, и ученые продолжают оценивать возраст наскального искусства в Альтамире.

В 2008 году исследователи, использующие уран-ториевое датирование, обнаружили, что картины были созданы в течение периода до 20000 лет, а не в течение сравнительно короткого периода.

Более позднее исследование, опубликованное в 2012 году, основанное на данных, полученных в результате дальнейших исследований уран-ториевого датирования, датировало некоторые рисунки в нескольких пещерах в Северной Испании, в том числе некоторые из булавовидных знаков в «Гран сала» Альтамиры. Самый старый найденный знак, «большой красный ключообразный символ Техо де лос Поликромос », был датирован 36,16 ± 0,61 тыс. Лет назад (исправлено), т.е. все еще в пределах ориньякского яруса . Лошадь с красными точками, также находящаяся в палате Техо-де-лос-Поликромос , была датирована
22,11 ± 0,13 тыс. Лет назад (начало Solutrean ), что свидетельствует о том , что росписи охватывают период более 10 000 лет.

Посещение пещер

Репродукция потолка Альтамира из Национального археологического музея Мадрида.

В течение 1960-х и 1970-х годов многие посетители, имевшие доступ в пещеру, изменили ее микроклимат и поставили под угрозу саму сохранность картин. Закрытие пещеры для публики было предметом споров и, наконец, состоялось в 1977 году. Она открылась вновь только в 1982 году, с ограничением количества посетителей до 8000 в год. В 2002 году он был полностью закрыт после обнаружения микроорганизмов, загрязняющих породу.

Большое количество желающих увидеть пещеру и длительное время ожидания (более года) вынудили изготовить копию. С 2001 года возле пещеры находится Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Он хранит самую точную репродукцию оригинала, каким он был 15 000 лет назад. Можно посетить и другие репродукции картин, в частности, в искусственной пещере, сделанной в Национальном археологическом музее Мадрида ( Museo Arqueológico Nacional de España ) в Мадриде, а также в Немецком музее ( Deutsches Museum ) в Мюнхене.

В 1985 году пещера Альтамира был внесен в список всемирного наследия человечества по ЮНЕСКО .

В 2011 году общественный фонд, ответственный за управление сайтом, поставил перед собой новую цель: создать условия максимальной доступности, гарантирующие долговечность пещеры. Министерство культуры игнорирует отчет Высшего совета по научным исследованиям, который рекомендует воздерживаться от посещений и поручает группе международных исследователей изучить возможность повторного открытия. Во главе с французом Гаэлем де Гишеном он должен был представить свои выводы относительно31 августа 2014 г..

В Февраль 2014 года, запускается эксперимент с частичным повторным открытием. Впервые зарезервированный для группы из пяти человек, выбранных случайным образом из посетителей музея, он позволяет им посетить пещеру под руководством гида в течение 37 минут, соблюдая очень строгий протокол безопасности. Инициатива будет повторяться раз в неделю до конца месяцаавгуст 2014 г.чтобы группа ученых могла оценить влияние посещений на ансамбль изображений и высказать свое мнение о возможном более полном открытии сайта. Эти посещения одной группой из пяти человек, выбираемых случайным образом каждую пятницу, по-прежнему актуальны в 2020 году.

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

История

В 1879 году археолог-любитель Марселино Саутуола открыл миру древнюю пещерную живопись. Но его находка не вписывалась в рамки принятой истории, и уважаемые археологи не нашли ничего лучше, чем заявить, что это всего лишь подделка. Позже были найдены другие пещеры, с аналогичными рисунками. Сомневаться в их аутентичности уже не было возможности. И археологу Э. Картальяку ничего не оставалось, как лично принести извинения дочери Саутуолы. Увы, сам исследователь до этого признания не дожил.

Публичное открытие пещеры состоялось в 1968 году. И тут туристов начался приток туристов! В 1973 году их количество достигло 174 тысяч. Такая массовая атака повлияла на изменение микроклимата – древнее художественное искусство оказалось под угрозой. Пещеру несколько раз закрывали, потом открывали, ограничивая число посетителей. Очередь за билетом была длиной в несколько лет.

С 1985 годa пещера находится под защитой ЮНЕСКО. В музее Альтамира художники тщательно отреставрировали картины, чтобы все могли полюбоваться хотя бы копиями. Но надо отдать должное местным властям, руководству Национального музея и научному центру – они сделали все возможное для того, чтобы посещение туристов не навредило рисункам. С 2010 г. увидеть наскальную живопись времен палеолита может любой желающий.

Культурное влияние [ править ]

Современная интерпретация бизона с потолка пещеры Альтамира, одной из самых известных картин пещеры.

Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в популярной испанской культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для продвижения туризма в регионе, основан на изображении одного из зубров в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанская марка сигарет 20-го века, также использовала фигурку бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.

Испанская комическая серия Altamiro де ла Куэва , созданная в 1965 году, являются следствием известности пещеры Альтамира. Комикс рассказывает о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетых в кусочки меха, немного похожих на Флинтстоунов .

Песня «The Caves of Altamira» появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan , позже исполненная соул-группой Perri.

Современная линия посуды середины 20-го века Primitive, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China , была основана на изображениях охотников на бизонов, оленей и фигурок, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.

Песня «Cuevas de Altamira» (Пещеры Альтамиры) появляется на альбоме 1978 года Cuevas de Altamira симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.

Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки сборника стихов « Песни для дьявола и смерти » шотландского писателя Хэла Дункана .

Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной «Бизон», чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.

В 2007 году пещеры были включены в конкурс « 12 сокровищ Испании» , проведенный телекомпаниями Antena 3 и COPE .

В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм « Альтамира» («В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и на музыку Марка Нопфлера, выпущенный для альбома саундтреков « Альтамира» .

Рисунки в пещере Ласко

Здесь тысячи рисунков, которые разделяются на 3 категории: животные, люди и символы.
Большинство изображений сделано красным, желтым и черным цветами из сложного многообразия минеральных пигментов.

Конечно же, не все рисунки сохранились так хорошо

Одни рисунки сохранились идеально, другие же повреждены или полностью уничтожены. Сейчас порядка 900 из них относятся к животным (среди них 364 лошади и 90 оленей).

Животные показаны не статично, а в движении. Стада лошадей, могучие быки и плавные, грациозные представители кошачьих, бизоны и даже носороги, все они застыли в неуловимом порыве и готовности к атаке. Однако в пещере нет изображений растений или природных ландшафтов. Некоторые ученые предположили, что рисунки показывают древнюю звездную карту с созвездиями. Другие считают пещеру святилищем или культовым местом для древних людей.

Интересный факт: многие доисторические картины сохранились настолько хорошо, что трудно поверить в их возраст. Этот феномен объясняется наличием на сводах своеобразной прозрачной корочки отложений кальцитных солей. Она защищает изображения подобно лаковому покрытию.

Не менее интересна Пещера Альтамира в Испании. Там рисунки сохранились настолько хорошо, что сначали их посчитали подделкой.

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.

Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

Комната черного бизона

«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»


Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)


Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)


Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Наскальные рисунки в пещере

Многие вызвались посетить пещеру и воочию увидеть творения человека ледникового периода. Рисунками древнего художника заинтересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, а также король Испании Альфонс ХII. Они первыми побывали в подземной галерее эпохи палеолита Альтамиры. Маститый профессор лично убедился в подлинном происхождении рисунков и посвятил им ряд лекций в университете.

Однако поддержка профессором открытия Саутуолы встретила яростное неприятие со стороны ведущих археологов того времени профессора Картальяка и его учителя Габриэля де Мортилье. Даже не пытаясь побывать в пещере и досконально исследовать обнаруженные артефакты, ученые мужи осыпали Саутуолу и поддержавшего его Виланову насмешками и ироническими замечаниями.

Со времени обнаружения этой пещеры и до начала ХХ века подлинность наскальных рисунков вызывала сомнение во многих ученых кругах. Поэтому история открытия древних рисунков в Альтамире связана с длительным неприятием нового, что выходит за рамки обыденных знаний, яростными спорами учёных, едкими насмешками авторитетных археологов и горькими разочарованиями. Печально, но Саутуоле так и не довелось дожить до момента признания своего замечательного открытия. Лишь через много лет у входа в пещеру Альтамира возвели памятник первооткрывателю наскальных рисунков в знак благодарности человечества за его неоценимый вклад в археологию.

Маститым археологам понадобилось целых двадцать лет после открытия рисунков ледникового периода в Альтамире, чтобы после подобных находок в пещерах Ла-Мут, Марсула и Шабо признать подлинность петроглифов. На протяжении длительного времени ученые археологи той эпохи не могли смириться с мыслью, что древний человек, не подчиняясь универсальным законам эволюции, был способен создавать настоящие шедевры на стенах пещер даже без доступа солнечного света.

Наскальные рисунки, вызвавшие массу споров среди ученых археологов, по сей день вызывают неподдельный интерес у специалистов и восхищение посетителей. Выполненные древним человеком во времена ледникового периода изображения диких и одомашненных животных поражают своей достоверностью и созданной с помощью природных красок и неровностей поверхности пещерных стен иллюзией движения.

Ощущение движения нарисованных охрой, углем и гематитом животных усиливается при мерцающем пламени. Остается загадкой не только мастерство древнего художника, сумевшего изобразить животных и даже запечатлеть образ древнего человека, но и его творчество в том отделе пещеры, куда совсем не могли проникнуть лучи солнца. Кроме нарисованных животных встречаются линии, начерченные пальцами, странные фигуры и непонятные символы, обозначенные точками и штрихами. Подобные изображения существуют во многих пещерах разных стран, и каждое из них тщательно изучается специалистами.

Исследование пещеры и ее петроглифов позволило сделать ученым вывод о ее несравненной ценности. А в 1985 году Альтамире присвоено звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться до пещеры

Пещера располагается рядом с городом Сантандера, который относится к провинции Кантабрия. Для того чтобы добраться до города, лучше воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Центральный аэропорт находится всего в нескольких километрах от пещеры. Далее можно воспользоваться услугами такси или рейсовым автобусом.

Обратите внимание! Оптимальным вариантом будет использование арендованного автомобиля. Двигаться нужно по магистрали 67, повернуть на Сантильяна-дель-Мар, а затем повернуть на шоссе № 6316

Адрес пещеры — Santillana del Mar (Cantabria).

После того, как пещера была открыта, сюда потянулись толпы туристов. Так как людей по пещерам проходило много, микроклимат начал меняться, что грозило изменением влажности воздуха, из-за чего все надписи могли исчезнуть. Именно поэтому в 1977 году пещера была закрыта и учеными была проведена работа по восстановлению микроклимата. Спустя 5 лет, ее вновь открыли, но с условием посещения пещеры не более 20 человек в день. Но, так как туристов, желающих посмотреть на природную достопримечательность, было гораздо больше, власти решили создать рядом копию оригинала. И уже с 2001 года пещера стала работать как музей.

Время работы музея с 9:30 до 20:00 в будние дни с мая по октябрь, в остальные месяцы музей работает с 9:30 до 18:00.

Пещеру можно посетить самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных экскурсоводов. Для этого можно на официальном сайте забронировать дату и время посещения.

Стоимость входного билета в 2018 году составляет 3 евро. Кроме того предоставляется возможность приобрести годовой билет для посещения, цена которого составляет 25 евро.

Посещение пещеры может быть и полностью бесплатным. Это возможно в субботу с 14:00 и в течение всего воскресенья. Кроме того, бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет.

Обратите внимание! Для того чтобы приобрести билет, нужно подойти к кассе не позднее, чем за 30 минут до ее закрытия

Рисунки в пещере

Пещера Альтамира — восхитительная природная достопримечательность. Благодаря удивительной полихромной каменной живописи, относящейся к эпохе палеолита, ученые прозвали ее «Сикстинской капеллой» первобытной культуры, поэтому Альтамиру обязательно стоит посетить, отправляясь на отдых в Испанию.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Где находится пещера Альтамира и как до нее добраться?

Альтамира располагается неподалеку от северного испанского города Сантандера, провинция Кантабрия. Много туристов приезжает в город, чтобы полюбоваться на Кафедральный собор, построенный в традициях готического стиля. Из-за пожара в 1941 году здание сгорело, но через некоторое время его полностью восстановили. В соборе хранятся мощи святого покровителя города, а на городском кладбище похоронен известный испанский писатель Менендес-и-Пелайо. В честь этого человека назвали городскую библиотеку Сантандера.

Как опытная туристка могу Вам сказать, что до города Сантандер лучше всего долететь на самолёте. Аэропорт расположен на расстоянии нескольких километров от самого города. Вы можете также воспользоваться общественным транспортом (автобус или такси), чтобы добраться до места назначения в городе.

От города Сантандер до местонахождения пещеры лучше всего доехать на машине. Магистраль 67, после чего будет указатель Сантильяна-дель-Мар, а потом шоссе № 611 либо автономная дорога № 6316. Пещера находится по адресу Santillana del Mar (Cantabria).

Лучшим вариантом будет взять автомобиль в Испании напрокат — это позволит Вам самостоятельно планировать собственную экскурсию.

Краткое описание

«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества.

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.

До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты.

Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector