Религия в албании

Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.

Искусство Албании, и ее литература

В первую очередь, в этом плане стоит сказать, что искусство Албании
, которое более широко известно европейскому сообществу представлено литературными произведениями, созданными албанскими поэтами и прозаиками. Практически до начала XVII века албанская национальная литература существовала в двух основных ее видах. Первая из них представляла собой устный народный эпос посвященный такому национальному герою как Скендербега и его воинов соратников по борьбе с турецкими завоевателями. А так же в виде песенно-поэтического творчества лирических песен и баллад по структуре и сюжету являющихся своеобразным аналогом сербско-мусульманской песенной лирики.

Более самостоятельно литература Албании заявила о себе в середине XIX века, когда албанская диаспора, жившая в Италии по инициативе албанца Джироламо ди Рада начала издавать исторические эпосы о Скендербеге, а так же сборники албанских народных песен. Несмотря на то, что довольно длительное время страна находилась под воздействием прокоммунистического диктата Энвера Ходжи, современная литература Албании развивается довольно динамично. И среди современных албанских авторов, можно отметить такие имена писателей, как Якина Шкодра, Несимбея да Премета, которые пишут лирические произведения, а так же Пострина Фрашери современного албанского драматурга.

Христианство[править | править код]

Православная церковь в Либохове, (XII век)

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 — 32 % населения страны (по данным Pew Research Center — 18 %). Христианство исповедуют часть албанцев, а также македонцы, арумыны, итальянцы, черногорцы, греки и сербы.

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15,1 % населения Албании (по данным переписи — 10 %). Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь. Католики сосредоточены преимущественно на севере страны (в районе Шкодера).

Доля православных верующих оценена в 14,6 % (по данным переписи — 6,75 %); сосредоточены они преимущественно на юге страны (вдоль границы с Грецией). Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников.

Численность протестантов составляет 20 тыс. верующих. Свыше половины из них — пятидесятники (преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога). В стране также действуют баптисты, адвентисты, плимутские братья и др.

С 1922 года в Албании проповедуют Свидетели Иеговы (6 тыс.), с 1991 года — Церковь Иисуса Христа святых последних дней (2,3 тыс.).

Богослужение в албанской синагоге

Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.

Споры

Снос и конфискация государственными органами

В августе 2013 года православная община Пермета провела демонстрации в результате конфискации Собора Успения Богородицы и насильственного вывоза священнослужителей и религиозных артефактов из храма государственными властями. Якобы собор не был полностью возвращен православной Албании после восстановления демократии в стране. Инцидент вызвал реакцию Православной церкви Албании, а также спровоцировал дипломатическое вмешательство Греции.

Физическим лицам

Существует широко распространенное мнение, что православная вера связана с теориями заговора, в которых отождествление с греческими экспансионистскими планами классифицирует их как потенциальных врагов государства.

В начале 2014 года во время поездки в США архиепископа Анастасия встретили протестующие из албанской диаспоры, которые выступают против его положения главы церкви из-за того, что он из Греции

Принимая во внимание, что из-за того, что глава Албанской православной церкви и некоторые епископы были из Греции, Фатос Клоси , бывший глава албанской разведки, заявил в интервью СМИ в апреле 2014 года, что Албанская православная церковь находится под контролем Греции и больше не является албанским учреждением. Комментарии Клоси были восприняты в Албании как противоречивые, осужденные церковью, а также вызвали дискуссии в средствах массовой информации в то время.

Албанская православная церковь создала новую епархию в Эльбасане 17 апреля 2016 года. Против ее создания выступает отец Николла Марку, который руководит местной церковью Святой Марии и порвал связи с Албанской православной церковью в 1990-х годах. Спор продолжается, поскольку Албанская православная церковь считает, что власть Марку над церковью незаконна. Различия в Марке с православной церковью относятся главным образом к Анастасий Yannoulatos’ является гражданином Греции , возглавляющей церковь в Албании с утверждениями , что он продвигаемые подразделения среди греческого „шовинизма“ православная общины и. Албанские СМИ на протяжении многих лет изображали Марку как « célèbre», как «повстанческого патриота». Тем не менее, он пользуется очень ограниченной поддержкой в ​​Албании.

Православная автокефальная церковь выступила против легализации однополых браков для ЛГБТ- сообществ в Албании, как и лидеры мусульманской и католической церкви страны.

Ислам

Центр бекташей во Влёре

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82,1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами (преимущественно ханафитского мазхаба). До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины, которая появилась в Албании в 1934. Ахмадийской мусульманской общине принадлежит одна из самых больших мечетей Албании — мечеть «Байтул Аввал» в Тиране.

Албания является единственной европейской страной, входящей в Организацию исламского сотрудничества.

Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.

Социальные злоупотребления и дискриминация

Как правило, в Албании очень мало религиозной розни. Однако были случаи жестокого обращения из-за религиозных убеждений.

С 2001 года ряд албанских мусульман подвергались преследованиям, дискриминации и преследованиям из-за своих религиозных убеждений. Службы безопасности Албании задержали албанского имама Артана Кристо без доказанной судимости. Согласно заявлениям Артана Кристо и заявлениям ряда албанских имамов и Мусульманского форума Албании, Кристо незаконно задержан, так как он не согласился стать шпионом албанских служб безопасности.

Хотя нет закона, ограничивающего демонстрацию религиозной принадлежности в государственных школах, были случаи, когда учащимся не разрешалось это делать на практике. В декабре 2003 года студенту-мусульманину-мужчине было запрещено фотографировать диплом, потому что у него была борода. В конечном итоге студенту разрешили закончить учебу благодаря вмешательству Управления омбудсмена (правительственного учреждения, которому поручено расследовать обвинения граждан в нарушениях прав человека и защищать их основные свободы).

В 2002 году некоторые общины бекташи за пределами Тираны подверглись запугиванию, вандализму и угрозам насилия. Впоследствии албанские власти установили виновных (неалбанских граждан) и выслали их за нарушение иммиграционного законодательства. За отчетный период новых сообщений о вандализме не поступало. Лидеры бекташи считают, что в основе этих инцидентов лежало иностранное религиозное влияние, стремящееся подорвать усилия страны по поддержанию религиозной терпимости и свободы. Другие религиозные лидеры выразили аналогичную озабоченность по поводу потенциально вызывающей разногласия роли иностранных религиозных экстремистов.

Генеральный секретарь Исламской общины Албании Сали Тивари был застрелен в штаб-квартире общины в январе 2003 года. Генеральная прокуратура вернула дело властям для дальнейшего расследования, и к концу расследования оно осталось нераскрытым. период, охватываемый данным отчетом.

В октябре 2003 года полиция арестовала Кастриота Мифтари, автора книги «Албанский национальный исламизм», по обвинению в разжигании религиозной ненависти к исламу. Книга содержала мнение автора об исламе и о том, как религия повлияла на жизнь албанцев. По данным прокуратуры , несколько высказываний в книге унижают ислам. Прокурор просил суд приговорить автора к шести месяцам тюремного заключения . В июне суд оправдал Мифтари по всем пунктам обвинения.

В 2004 году представители Православной церкви выразили обеспокоенность тем, что церкви, кресты и другие здания стали объектами вандализма .

В ноябре 2005 года речь президента Албании в Лондоне вызвала общественный протест со стороны Мусульманского форума Албании, который обвинил президента в оскорблении ислама.

В апреле 2008 года роман депутата-социалиста Бена Блуши был осужден рядом мусульманских НПО как расистский и исламофобский. По данным неправительственной организации, в романе автор демонстрирует признаки расизма по отношению к туркам, цыганам и албанским мусульманам и очень неуважительно изображает пророка Мухаммеда.

Сообщений о религиозных заключенных или задержанных в стране не поступало. Сообщений о принудительном обращении в веру не поступало.

Источники

  • Уильям Мартин Лик , Путешествие по Северной Греции (Лондон, 1835 г.)
  • Элиза Реклю , Земля и ее обитатели (Нью-Йорк, 1895, англ. Тр.): Европа, I, 115-126.
  • Гюстав Леон Ниокс , Пенинсуль на Балканах
  • Эдит Дарем , Путешествия
  • Джон Гарднер Уилкинсон , алмация и Черногория (1848 г.)
  • Гердер, Конверс. Lex., Sv
  • Ами Буэ , европейская турка (Париж, 1889 г.)
  • Александр Дегран , Сувениры Верхней Албании (Париж, 1901 г.)
  • Emanuele Portal , Note Albanesi (Палермо, 1903 г.)
  •  Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии :  Кристич , Элизабет (1907 г.). « Албания ». В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия . 1 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Документы средневековой религиозной истории Албании лучше всего можно найти в восьми томах Даниэле Фарлати , Illyricum Sacrum (Венеция, 1751–1819). См. Также Августин Тейнер , Vetera Monumenta Slavorum meridionalium Historiam illustrantia (Рим, 1863 кв. Церковную статистику можно увидеть у О. Вернера, Orbis Terrarum Catholicus (Фрайбург, 1890), 122–124 и 120; также в « Католических миссиях» («Рим», «Пропаганда пресс», раз в три года).

Исторический обзор[править | править код]

Религиозная карта Албании на начало XX века (приблизительная)

Первая христианская община на территории современной Албании была установлена в 58 году н. э. в Дурресе. После раскола христианской церкви в 1054 году южная Албания сохранила связи с Константинополем, северная часть страны вернулась под юрисдикцию Рима.

В середине XV века Албания была завоёвана Османской империей; албанцы стали первым европейским народом, принявшим ислам. Причин тому было несколько — турецкий прозелитизм, реакция на анти-албанскую деятельность православных в соседних странах и экономические преференции для принявших ислам. В XVIII веке в Албании получает распространение суфийское движение бекташи.

Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании. В конце XIX — начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви. В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в Албанскую грекокатолическую церковь

После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.

С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи, Свидетели Иеговы и мормоны.

Православие в Албании (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.

После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.

Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.

Албанцы – европейские мусульмане

Несмотря на жгучую ненависть к османам, албанцы умудрились взять от врага религиозную принадлежность – более 60% граждан этой страны и сейчас исповедуют ислам. Италия пыталась захватить Албанию вплоть до прошлого века – независимость маленького государства не давала покоя сильным соседям, да и сейчас часто является поводом для споров.

Идеологом албанцев считается Энвер Ходж, рьяный коммунист. Дружить он пытался с СССР, а после и с Китаем, но ни в одной стране такого идеологического фанатизма, как в Албании, было не сыскать. Умер лидер никем не побежденным и не отказавшимся от своих убеждений. Многие историки говорят о том, что у мужчины была паранойя, но уменьшить его значение в развитии Албании как государства неподтвержденный диагноз никак  не может.

Даже в чужом краю албанцы не теряют свой особенный менталитет. Например, они не слишком любят работать, а вот отдыхать умеют на широкую ногу. Большие застолья, разоряющие семью, являются признаком статуса, а потому отказаться албанцы от них просто не в состоянии.

Албанцы желают зарабатывать много, чтобы исполнять любые свои прихоти, но единственное, что у них получается хорошо – пускать пыль в глаза.

С таким подходом рассчитывать на скорый экономический рост государства албанцам не приходится. Они раздувают щеки и приумножают национальную гордость, но по факту до статуса им еще работать и работать.

Исторический обзор[править | править код]

Религиозная карта Албании на начало XX века (приблизительная)

Первая христианская община на территории современной Албании была установлена в 58 году н. э. в Дурресе. После раскола христианской церкви в 1054 году южная Албания сохранила связи с Константинополем, северная часть страны вернулась под юрисдикцию Рима.

В середине XV века Албания была завоёвана Османской империей; албанцы стали первым европейским народом, принявшим ислам. Причин тому было несколько — турецкий прозелитизм, реакция на анти-албанскую деятельность православных в соседних странах и экономические преференции для принявших ислам. В XVIII веке в Албании получает распространение суфийское движение бекташи.

Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании. В конце XIX — начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви. В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в Албанскую грекокатолическую церковь

После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.

С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи, Свидетели Иеговы и мормоны.

Культура

Этнический костюм и танец косовских албанцев.

В культурном отношении албанцы в Косово очень близки с албанцами в Албании. Традиции и обычаи отличаются даже от города к городу в самом Косово. Разговорный диалект — гег , типичный для северных албанцев. Язык государственных учреждений, образования, книг, средств массовой информации и газет — стандартный диалект албанского языка, который ближе к диалекту тоска .

Религия

Подавляющее большинство косовских албанцев — мусульмане-сунниты . Есть также католические албанские общины, сосредоточенные в Гьякова , Призрене , Клине и нескольких деревнях недалеко от Печ и Витина .

Изобразительное искусство

Kosovafilmi — это киноиндустрия, выпускающая фильмы на албанском языке, созданные косовскими албанскими кинематографистами. Национальный театр Косово — главный театр, где регулярно показывают пьесы албанских и зарубежных артистов.

Музыка

Музыка всегда была частью албанской культуры. Хотя в Косово музыка разнообразна (поскольку она была смешана с культурами разных режимов, господствующих в Косово), аутентичная албанская музыка все еще существует. Для него характерно использование чифтелии (аутентичного албанского инструмента), мандолины , мандолы и ударных .

Народная музыка очень популярна в Косово. Есть много народных певцов и ансамблей.

Современная музыка в Косово происходит из западных стран. Основные современные жанры включают поп , хип-хоп / рэп , рок и джаз .

Косовские радиотелевизоры, такие как RTK , RTV21 и KTV, имеют свои музыкальные чарты.

Образование предоставляется для всех уровней, начальных, средних и университетских. Приштинский университет — государственный университет Косово с несколькими факультетами и специальностями. Национальная библиотека (БК) — главная и самая большая библиотека в Косово, расположенная в центре Приштины. Есть много других частных университетов, в том числе Американский университет в Косово (AUK), а также множество средних школ и колледжей, таких как колледж Мехмета Акифа .

Претензии на религиозную собственность

Политика и практика правительства способствовали в целом свободному исповеданию религии; однако реституция собственности, экспроприированной бывшим коммунистическим правительством, продолжала оставаться проблемой. Согласно закону о реституции и компенсации за такую ​​собственность, религиозные общины имеют те же права, что и частные лица в вопросах реституции собственности или компенсации, но религиозные общины подвергли сомнению ограничение закона на реституцию собственности до 150 акров (0,61 км 2 ). . В течение отчетного периода правительство не создавало специальный фонд денежной компенсации, но канцелярия премьер-министра постоянно пыталась решить вопросы, связанные с религиозной собственностью. Правительство также объявило о планах устранить бюрократические и юридические препятствия, препятствующие возвращению конфискованной собственности, путем отмены требования о предъявлении религиозными организациями титулов и документов, подтверждающих первоначальное право собственности. В коммунистическую эпоху собственность, конфискованная режимом, обычно регистрировалась, и правительство работало над тем, чтобы признать эти архивные документы эквивалентными титулам собственности, таким образом проясняя право собственности на землю в некоторых случаях.

У всех четырех основных традиционных общин были существенные имущественные претензии, которые остались неурегулированными. В случаях, связанных с возвращением религиозных построек, правительство часто не возвращало землю вокруг зданий, иногда из-за претензий частных лиц на реконструкцию, которые начали возделывать ее или использовать для других целей. Православная церковь продолжила строительство нового собора в Тиране на участке земли, который она получила в качестве компенсации за другие земли, захваченные коммунистическим правительством, но она заявила о непринятии мер по другим имущественным претензиям по всей стране, а также о трудностях в восстановление религиозных икон и ценных рукописей. И православная церковь, и католическая церковь пытались вернуть себе архивы, захваченные коммунистическим правительством и хранящиеся в национальных архивах.

Хотя у католической церкви были существенные неурегулированные имущественные претензии, она указала, что не занимается их активным поиском и решила сосредоточить свои усилия на других областях. Тем не менее, если компенсация в конечном итоге будет выплачена другим религиозным группам, они также будут ожидать компенсации.

Исламская община Албании и мусульманские бекташи также обратились к правительству с просьбой вернуть ряд объектов собственности. Исламскому сообществу удалось получить право собственности на большой участок земли в Тиране, где когда-то стояла мечеть. Однако разрешения на строительство новой мечети он не получил. В соответствии с новым планом городского регулирования в Тиране для этой цели был выделен еще один земельный участок в Тиране, также принадлежащий исламскому сообществу. Исламское сообщество отвергло это место как слишком маленькое и продолжило отдавать предпочтение первоначальному месту. На конец отчетного периода проблема оставалась нерешенной. Община бекташи также требует от правительства компенсации жертвам жестокого обращения на религиозной почве во время коммунистического режима.

Общество

Бен Блуши , самопровозглашенный политик-атеист

В Албании религиозная идентичность обычно определяется приписыванием , как правило, через семейное религиозное происхождение, а не фактической приверженностью, и независимо от религиозности человека или ее отсутствия, она может быть социально значимой, поскольку иногда связана с историческими социально-экономическими и культурными факторами. факторы в некоторых контекстах.

Известный писатель Исмаил Кадаре объявил себя атеистом

Некоторые хорошо известные албанские современные атеисты включают Кадар , Дритеро Аголл , Бен Блуши , Andi Bushati   , Фатос Лубонж , Мустафа Nano , Саймер Пирг , Дайану Калите , Элтон Дед, Фатос Тариф , Эдмон Tupja   , Ylli Rakipi   , Гилман Бакалли , Бленди Февзиу , Мойком Зеко   и Ррахман Парллаку   .

Некоторая антипатия к откровенным атеистам была обнаружена в опросах — в одном из выпусков World Values ​​Survey 19,7% католиков, 17% мусульман и 9,4% православных «полностью согласны» с тем, что «те, кто не верит в Бога» непригодны для работы (общее согласие: 47,3% католиков, 46,9% мусульман и 37% православных). Согласно исследованию, проведенному Ipsos в 2011 году, 53,5% албанцев считают атеистов «похожими» на них, а 34,1% — «разными».

Некоторые албанские интеллектуалы жаловались на возрождение «табу» на атеизм, о чем свидетельствует риторика вокруг визита Папы в 2014 г. в страну, где атеизм был связан с «коммунистическими преступлениями» и считался «несовершенным», и что новый Конституция Албании провозглашает веру в Бога «универсальной» ценностью, несмотря на то, что в стране существует значительное количество людей, которые не верят в Бога. Также поступали жалобы на дискурс как в Албании, так и со стороны иностранцев, которые цитируют статистические данные о традиционных долях населения различных присутствующих мусульманских и христианских сект, которые показали бы, что страна является 100% религиозной страной, тем самым стирая присутствие нерелигиозных .

Премьер-министр Эди Рама (сам католик и православный, с женой-мусульманкой и выразивший сомнение в существовании Бога) утверждал, что традиционная религиозная гармония Албании, традиционно определяемая как находящаяся между четырьмя основными религиями: суннитским исламом, православным христианством, бекташи. Ислам и римско-католическое христианство также должны включать нерелигиозных. Однако в публичном выступлении 2018 года он использовал слово pafe ( неверный ) в качестве оскорбления своих политических оппонентов.

Примечания[править | править код]

  1. J. Gordon Melton. Albania // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2010. — С. 61—65. — 3200 с. — ISBN 1-57607-223-1.
  2. ↑  (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 21 марта 2014.
  3. ↑  (англ.). POPULATION AND HOUSING CENSUS 2011. Instituti i Statistikave — Tiranë. Дата обращения: 21 марта 2014.
  4.  (англ.). Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. Дата обращения: 21 марта 2014.
  5.  (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 7 марта 2014.
  6. Ahmadiyya Mosques Around the World: A Pictorial Presentation (англ.). — Khilafat Centenary Edition; The Ahmadiyya Muslim Community, 2008. — P. 14. — ISBN 978-1-882494-51-4.
  7. “Ahmadiyya Muslim Mosques Around the World, pg. 33
  8.  (англ.). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 21 марта 2014.
  9. Shawn Tribe.  (англ.). New Liturgical Movement (22 November 2010). Дата обращения: 21 марта 2014.
  10. David B. Barrett, George T. Kurian, Todd M. Johnson. Albania // World Christian Encyclopedia (англ.). — 2-е изд.. — New York: Oxford University Press, Inc., 2001. — Vol. I. — P. 51. — 876 p. — ISBN 9780195079630.
  11.  (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 7 марта 2014.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector