Республика абхазия — самое важное про страну души

Внешность

Одежда

Национальную одежду абхазов всегда выделял орнамент. Именно он указывал на социальный статус обладателя. Все стремились показывать свою принадлежность к конкретному роду, нанося родовые знаки. Самыми дорогими оставались пояс и застежки, существовали большие различия между обычной одеждой и нарядами состоятельных людей. Одежда крестьян вышивалась из льна, хлопка, у князей же был бархат, кружева и парча. Одним из важнейших атрибутов костюма абхазов был посох алабашья. Его изготавливали из крепких пород дерева, использовали в качестве опоры, особенно часто пользовались им старейшины. Воткнув такой посох в землю, человек обозначал, что он готов говорить важную речь.

История

Первые поселенцы на территории Абхазии появились на современной северо-восточной окраине города Сухума: на склонах горы Яштуха находилась одна из древнейших и крупнейших в СССР палеолитических стоянок первобытного человека.

Самые радикальные изменения в этническом составе населения Абхазии произошли в ходе и по окончании русско-турецкой войны 1877—1878, когда значительная часть абхазов и других народов Северного Кавказа, не желавших оставаться в составе Российской империи, переселились в Османскую империю. За один только 1877 год население Абхазии сократилось почти наполовину.

В Советский период Абхазия подверглась усиленной насильственной грузинизации, переселялись в основном малоземельные крестьяне из областей западной Грузии, подчас целыми сёлами, в результате чего к 1990-м годам значительную часть населения Абхазии составляли грузины; доля абхазов сравнительно с началом XX века сильно сократилась; в 1989 она составила 17,8 % от всего населения республики.

В результате абхазского вооружённого конфликта 1992—1993 обе воюющие стороны понесли значительные потери, а грузинское население Абхазии, до начала конфликта составлявшее этническое большинство, было в основном вынуждено покинуть регион, как и многие русские, армяне, греки и эстонцы.

Краткая справка

Республика Абхазия — частично признанное независимое государство. Кем не признано — для тех это Автономная Республика Абхазия в составе Грузии, причем оккупированная Россией.

С VI века начало формироваться Абхазское Царство, тесно связанное с Византией. С XV века на страну стала давить и влиять мощная Османская Империя, а в XVIII веке в ситуацию вмешалась Российская Империя: для защиты от турков манифестом Александра I в 1810 году Абхазское Княжество было присоединено к Российской Империи. С преобразованием России в СССР статус Абхазии также менялся: то советская республика, то автономия в составе Грузинской ССР. С распадом Советского Союза в конце XX века возобновились конфликты: грузины посчитали, что Абхазия принадлежит им, теперь независимым, а абхазы тому воспротивились и грузинов со своей территории повыгоняли.

Это интересно: Литва — краткое описание и характеристика страны, материалы о жизни в ней

Древнейшая Абхазия

История Абхазии сложная, не простая, со своими драматическими поворотами и событиями. Уходит она корнями во времена самые незапамятные. Первые обитатели появились здесь 800 000–100 000 лет назад, в раннем палеолите, эпоху, называемую археологами шелльской и ашелльской. Сутулые, косматые поселенцы не были похожи на человека современного облика и умели пользоваться одним единственным орудием – универсальным кремневымрубилом. Их обиталища найдены в Яштуха близ Сухума, верхней Эшере, в Очамчирском районе. Все древнейшие стоянки находятся довольно высоко.Уровень Черного моря был в те времена на 60 м выше современного, потому на месте теперешнего побережья и долин плескались морские волны.В эпоху мустье (100 000–40 000 лет назад) – это уже средний палеолит –появился неандерталец. Его трудовой инвентарь был куда разнообразнее.Потом наступил верхний палеолит, за ним мезолит и неолит. Крупнейшая абхазская неолитическая стоянка – Кистрик – найдена в окрестностях Гудауты. Но самые грандиозные памятники остались после так называемой дольменной культуры, относящейся к эпохебронзы – 3-е – начало 2-го тысячелетия до н. э. Дольменная, или мегалитическая культура была явлением почти глобальным. Зародившись на территории Великобритании и западной Франции (провинция Бретань), она волной прокатилась по побережью Атлантики, Средиземного и Черного морей. Да и в других местах земного шара мегалитические памятники не редкость.

На Кавказе в эпоху бронзы сооружались каменные гробницы – дольмены, похожие на приземистые домики. Они разбросаны по всему западному Кавказу. В Абхазии находится самый большой кавказский дольмен – Азантский.XIII–VIII вв. до н. э. – эпоха поздней бронзы – время единой Колхидскойкультуры, раскинувшейся на всем западном побережье Кавказа.

Сноски[править | править код]

  1. Принятие новой конституции республики. Также 12 декабря 1999 года был принят Акт о независимости. 30 сентября отмечается день независимости Республики Абхазия, в честь завершения войны в Абхазии в 1993 году
  2. Конституция Республики Абхазия — статья 10
  3. Конституция Республики Абхазия — статья 4
  4. Новости \ В Абхазии новый Премьер-министр
  5. . lenta.ru. Retrieved 2011-12-29.
  6. Закон Республики Абхазия «О Национальном банке Республики Абхазия» (статья 28)
  7. «Абхазия получила российские телефонные коды» — Лента.ру (28.09.2009)
  8. Абхазия перешла на российские телефонные коды
  9. http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/130861/ // 2018
  10. Государственные символы — Флаг
  11. Конституция Республики Абхазия Статья 4.
  12. http://www.sochihome.ru/pages/woa/istoria-abhazii.shtml
  13. Конституция Республики Абхазия Статья 6.
  14. Совет Федерации признал независимость Абхазии и Южной Осетии
  15. Госдума признала Абхазию и Южную Осетию
  16. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1261.

Административное деление Абхазии

Гагрский район ·
Галский район ·
Гудаутский район ·
Гулрыпшский район ·
Очамчырский район ·
Сухумский район ·
Ткуарчалский район

Исторические области Абхазии

Садзен |
Псху-Аибга |
Бзыпын |
Гума |
Абжуа |
Дал-Цабал |
Самурзакан

Анакопийское сражение

В конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы. Они дошли до Апсилии и разместили в ней свои гарнизоны. В 738 году арабское войско во главе с Мерваном Кру (Глухим) вторглось в Закавказье. Мерван разрушил Цхум (современный Сухум) и дошел до Анакопии (ныне – Новый Афон), стены, которой защищали две тысячи абасгов и одна тысяча бежавших в Абасгию вместе с царями Миром и Арчилом картлийцев. Правитель абасгов Леон I в это время отправился к аланам за помощью.Войско Мервана представляло «темную тучу саранчи и комаров», оно было в несколько раз больше войска, защищавшего Анакопию. Это неравенство компенсировалось мощностью стен Анакопийской крепости. Ее южная стена, протяженностью в 450 м, была снабжена семью башнями четырехугольной и полукруглой формы. Эти башни отстояли друг от друга на расстоянии 30-50 м. На стенах и башнях стояли катапульты и другие метательные машины, засыпавшие врагов стрелами и камнями. За круглой многоярусной угловой башней скрывались ворота, подходы к которым были тщательно защищены. Между башнями существовали калитки, через которые защитники крепости совершали вылазки.Кровопролитной битвы или длительной осады у арабов не получилось. Грузинский историк XI в. Джуаншер сообщает, что «бог послал на сарацин зной южный, и они заболели кровяной холерой». Большинство арабских воинов погибли от болезни. Абасги и картлийцы упорно защищали крепость. Мервану пришлось отступить.

Экономика Абхазии

Экономика Абхазии сейчас переживает переходной этап, процесс становления рыночных отношений, осложнённый последствиями военного конфликта с Грузией и отсутствием международного признания. Трансформационный период усложняет также частичная экономическая блокада, которая осуществляется в рамках санкций, предпринятых СНГ. Такой важный эпизод истории Абхазии, как отечественная война 1993-94 гг., нанёс стране материальный ущерб на сумму 11,3 млрд долл., что в полсотни раз больше, чем текущий объем ВВП республики.

В 2011 году объем ВВП составлял 219,99 млн руб., а в 2013 г. — 248 млн рублей.

Первое место в объёме ВВП республики занимает строительство. По состоянию на 2013 год на его долю приходилось всего 35% ВВП. В данной сфере работает свыше 250 компаний и 3 тыс. чел.

В 2011 году основой экономики республики являлись туризм, который приносил одну треть всех налогов, и розничная торговля, обеспечивающая 50% ВВП Абхазии. В 2013 году на долю товарооборота приходилось 23% ВВП страны, а в Абхазии действовало около 300 торговых компаний. Объем розничных торговых операций превысил 345,1 млн руб.

В 2013 году на территории республики работало 89 санаторно-курортных объектов на 14,15 тыс. мест, в том числе 45 гостиниц. Известнейшие достопримечательности Абхазии — Новоафонскую пещеру и Рицинский реликтовый национальный парк — за год посетили 246,3 тыс. и 17,4 тыс. чел. Большинство внешних туристов прибывают в страну из России.

Промышленное производство Абхазии ориентировано в основном на внутренний рынок. В данной сфере работает около 160 предприятий. Свыше 40% из них расположены в столице республики.

В стране отсутствует национальный эмиссионный центр, так как в качестве официального платёжного средства выступает российский рубль. Россия ежегодно оказывает Абхазии финансовую помощь – в 2016 она планирует выделить на развитие республики ещё 7,9 млрд руб.

Раннее христианство

Согласно церковному преданию, в 55 году н.э. в Абхазию пришли проповедовать христианство ученики Иисуса Христа — апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный. Симон Кананит принял мученическую смерть на берегу реки Псырдзха и был здесь погребен. Христианство проникало в Абхазию вместе с римскими солдатами, три когорты (когорта — отряд численностью до 500 воинов) которых квартировали в Питиунте, Себастополисе и в Зиганисе (ныне село Гудава Очамчырского района). К концу III — началу IV вв. в Питиунте образовалась самая древняя христианская община на Кавказе. В 325 году епископ питиунтский Стратофил представлял ее на 1-м Вселенском соборе в Никее. С начала VI века Абхазия оказалась под властью Византийской империи. В это время апсилы, абазги и мисимиане образовали племенной союз, в общественном строе начали возникать феодальные отношения. Их развитию способствовало принятие христианства в 548 году. В VII веке Абасгия, Апсилия и Мисиминия оставались в зависимости от Византийской империи, являясь ее северо-восточной провинцией. В начале VII века была возведена Анакопийская крепость, крупнейшее оборонительное сооружение на Кавказском побережье Черного моря.

Население[править | править код]

Самые радикальные изменения в этническом составе населения Абхазии произошли в ходе и по окончании русско-турецкой войны 1877—1878, когда значительная часть абхазов и других народов Северного Кавказа, не желавших оставаться в составе Российской империи, были вынуждены покинуть свои земли (см. Махаджирство). За один только год население Абхазии сократилось почти наполовину. Выселение абхазов в Османскую империю имело насильственный характер. В результате катастрофического уменьшения численности населения Абхазии её территория была заселена колонистами — русскими, греками, армянами и др.

К -м годам бо́льшую часть населения Абхазии составляли грузины; доля абхазов сравнительно с началом XX века сильно сократилась; в 1989 она составила 17,8 % от всего населения республики.

Современный этнический состав населения Абхазии неоднороден: на её территории проживают абхазы, русские, грузины, мегрелы, армяне, украинцы, греки, евреи, белорусы, эстонцы, болгары, немцы и др. Вопрос о конкретной численности и этническом составе населения Абхазии является крайне сложным. Официальные данные датируются последней переписью населения, проводившейся ещё в СССР (1989).

Однако, во-первых, ситуация в республике коренным образом изменилась после грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992—1993 (обе воюющие стороны понесли значительные потери, а грузины, до начала конфликта составлявшие этническое большинство, в массовом порядке покинули Абхазию, как и многие русские, армяне и греки)[Источник?], а во-вторых, вопрос об этническом составе населения Абхазии всегда был крайне политизирован[Источник?]: абхазские и грузинские источники значительно расходятся в оценках соотношения численности абхазского, грузинского и русского населения.

Руководство Грузинской ССР проводило политику грузинизации Абхазии[Источник?], в том числе используя в этих целях информационно-пропагандистские методы, в связи с чем достоверность и объективность даже официальных советских источников иногда ставится под сомнение. Кроме того, данные, приводимые в различных официальных советских источниках, иногда явным образом противоречат друг другу.[Источник?]

В приведённой ниже таблице указаны, согласно официальным источникам разных лет, общая численность населения Абхазии в целом, численность абхазов, грузин, русских, армян и греков. Некоторые данные даны в округлённом виде. Мегрелы и сваны в этой статистике учтены вместе с грузинами:

Источник/год Всего Грузины Абхазы Русские Армяне Греки
Перепись 1926 201.000 67.494 55.918 ? ? ?
БСЭ, 1-е изд., 1926 174.126 31.350 83.794 ? ? ?
Перепись 1959 405.000 158.200 56.197 86.700 64.400 ?
Перепись 1970 ? 199.596 77.276 ? ? ?
Перепись 1979 486.082 213.322 83.087 79.730 73.350 13.642
Перепись 1989 525.061 239.872 93.267 74.913 76.541 14.664
Перепись 2003 215.272 45.953 94.606 23.420 44.870 1.486

[Источник?]

Наиболее плотно заселены приморская равнина и предгорья, где расположены все города и проживает большая часть сельского населения. В советское время в этом поясе было сосредоточено около 93 % населения республики. Данные на 2006 год отсутствуют.

В результате вооружённого конфликта 1992—1993 гг. произошла некоторая дезурбанизация. На сегодняшний день, количество лиц проживающих в городах, составляет примерно 50 % от уровня 1992 года.[Источник?] Аналогична ситуация и в сельской местности: после окончания войны в 1993 году произошёл значительный отток сельских жителей в города.

Языкиправить | править код

Государственный язык Республики Абхазия согласно абхазской конституции — абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений. Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка.

История Абхазии

Название самой страны и ее жителей пришло из грузинского языка, грузины называли абазгами — племя населявшее территории современной Абхазии еще во втором веке до нашей эры. А производное на грузинском звучало как апхазети, и во второй половине 19 века название территории перешло в русский язык как Абхазия. И через него проникло в другие языки мира именно как Абхазия.

Абхазы являются одним из древнейших коренных народов Кавказа. Их язык, культура и традиции наиболее близки к другим кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам и черкесам. Как это отражено на государственном флаге бело-зелеными полосами, абхазы исповедуют различные религии: ислам, христианство и язычество.

Первое пребывание человека, согласно археологическим находкам, на территории современной Абхазии относится к эпохе нижнего палеолита, то есть 300 — 400 тысяч лет назад.

А в XII веке до нашей эры в ассирийских источниках появились первые упоминания о ранних поселениях в Абхазии.

Греческая колония

За 600 лет до начала нашей эры земли современной Абхазии обжили греки. Которые основали такие города, как Сухум ( изначально Диоскуриада ), Пицунда ( Питиунт ) и Очамчира ( Гюэнос ). Изначально греки называли эти территории — Гениохия, а их жителей — гениохами.

Благодаря Греции в Абхазии были основаны крупные портовые города, проложены торговые пути, построены судостроительные верфи и налажена чеканка монет.

Римская колония

В начале нашей эры, после победы в войне с греками, на абхазском побережье Черного моря обоснуются римляне. Диоскуриаду они переименовывают в Себастополис и создают там крепость.

В это время местные племена объединяются в небольшие княжества. Во главе одного из таких стоит царь Юлиан, которому римляне дают право на власть на всей территории Гениохии. Но так как он произошел из племени апсилов, то и территорию вместе с княжеством называют Апсилией.

Византийская провинция

Примерно в V веке нашей эры Апсилия вошла в состав Византийской империи. Благодаря византийцам в княжестве были возведены первые христианские храмы, и христианство стало официальной религией.

Но в это же время княжеством апсилов заинтересовались персы, и в течении XI — XII веков византийцам приходилось сражаться за контроль над данной территорией. Вследствие чего в первой половине XII века была возведена крупнейшая крепость на северном берегу Черного моря — Анакопийская крепость.

Арабское вторжение

В конце XII, начале XIII веков на южные территории Абхазии вторглись арабы. Захватив Юг Апсилии и Мегрелию они совершали разорительные набеги на мирные поселения.

Входе многочисленных сражений, благодаря помощи византийцев, южные территории были освобождены лишь к концу XIII века, а на территорию Мегрелии была перенесена столица Абхазии.

Религия

Большинство жителей Абхазии являются православными христианами (около 60 процентов), далее, по степени снижения, идут Ислам (16%) и Абхазская родная религия (8%). Остальные религии, такие как Иудаизм и Свидетели Иеговы, хотя последние официально с 1995 года запрещены, занимают лишь 2 процента. Как уже очевидно из приведенных цифр, в республике существует сравнительно небольшой процент неверующих, не относящих себя к какой-либо религии.

Согласно опросу, проведенному в 2003 году, 60% респондентов называют себя христианами. В Абхазии существует две основные церкви — Абхазская Православная Церковь и Армянская Апостольская Церковь. Всего в республике примерно 140 церковных зданий, большинству из которых более одного века.

Абхазия сегодня

В ноябре 1994 года парламентом Абхазии была принята новая Конституция страны. Был избран первый президент – В.Г. Ардзинба. С того времени по осень 1999 года Абхазия находилась в информационной, экономической и политической блокаде.

Тем не менее, у нее нашлись средства и силы для преодоления сложностей послевоенного периода, возрождения культуры, науки, экономики, образования и курортной сферы. В октябре 1999 года на общенародном референдуме абхазы проголосовали за независимость страны, закрепив это в соответствующем государственном акте. В 2008 году независимость Абхазии признала Россия, Венесуэла и Никарагуа, в 2009 году – Науру, в 2011 году – Тувалу и Вануату.

Вот такая она, история Абхазии: древняя, гордая и грустная. От всей души хочется верить, что народ этой небольшой горной страны, снова находящейся на этапе становления, обретет настоящую свободу, признание и спокойную жизнь. Путешествуя по Абхазии, постоянно встречаешься с гостеприимными и веселыми людьми, красивыми местами и зданиями, погибшими во время «последней» войны. И радостно видеть, что с каждым годом таких зданий, «свидетелей 90-х», становится все меньше: над ними появляются новые крыши, в оконных проемах – новые окна, а в этих окнах по вечерам зажигается мирный свет. И тогда понимаешь: история Абхазии продолжается!

Города и курорты

Самые большие абхазские города – Гагра, Гудаута, Очамчыра, Ткварчели, Гали, и, конечно же, Сухуми.

На побережье Черного моря в Абхазии расположено несколько отличных пляжных курортов – Новый Афон, Гагра, Авадхара, Пицунда, Очамчыра.

Большая часть пляжей в Абхазии галечно-песчаные (преобладают пляжи с мелкой галькой, как в Гаграх). Только в Пицунде находится полностью песчаный пляж. Большинство пляжей муниципальные, т.е. вход на них бесплатный. Вход на пляжи санаториев и пансионатов платный. Кстати, песчаные пляжи есть и в Сухуми – например, Синопский пляж, дина которого составляет 2 км, а ширина – 20 метров.

Практически на всех частных пляжах хорошо развитая инфраструктура, включая волейбольные площадки кафе и рестораны. А вот муниципальные пляжи оборудованы не очень хорошо.

Возле некоторых пляжных курортов находятся сероводородные источники, в которых туристы могут принимать лечебные грязевые ванны. Вообще, в Абхазии насчитывается более 170 минеральных и горячих источников. Самый известный абхазский минеральный источник — Auadhara, берущий свое начало из родника в долине одноименной реки. Что же касается горячих источников, то самые популярные из них – в поселках Приморское и Kyndug.

Первые города

Первые крупные поселения-города появились в истории Абхазии в VIII веке до нашей эры, когда ее черноморское побережье начали осваивать греческие мореходы-колонисты. В VI–I веках до нашей эры они основали в тихих и удобных для мореплавания бухтах города Питиунт (ныне Пицунда), Гюэнос (Очамчыра), Триглит (Гагра), Диоскурию (Сухум) и другие. Эти города колонии быстро разрастались, превращаясь в культурно-исторические центры побережья Черного моря. В них процветала торговля, осуществлялся товарообмен, развивались ремесла.

Диоскуриада

Территория, на которой эллины основали Диоскуриаду, по-абхазски называлась Акуа. О древности названия говорят надписи «Акой» (Акуа) на монетах-статерах из золота, отчеканенных в I веке до нашей эры. Кроме того, расположенный недалеко от современного Сухума замок, названный исследователями начала прошлого века замком Баграта, назывался раньше замком Агуа (Акуа). В V-IV веках до нашей эры местное и греческое поселения на этой территории были связаны только экономическими интересами. Столетие спустя, в эпоху эллинизма, их жители взаимно интегрировались, и состав населения Диоскуриады стал смешанным, греко-абхазским.

В I веке нашей эры на берегах Черного моря появились и стали господствовать римляне. Это была эпоха императора Октавиана Августа. Она стала началом нового, римско-византийского периода истории Абхазии, продолжавшегося до VII века. В I веке Диаскуриада получила новое, римское название – Себастополис.

Культура Абхазии

Абхазия считается восточной страной, но её современная культура представляет собою синтез исламских и христианских традиций.

Культурная жизнь абхазов всегда была разнообразной. Их культура богата фольклором, народной музыкой, песнями и танцами

Важной частью культурного наследия абхазов являются языческие песни, сказания, предания и мифы, магические и трудовые песни. На основе народного фольклора созданы известные литературные и музыкальные произведения, часть которых посвящена легендам и истории Абхазии

Родоначальником абхазской литературы считается Дмитрий Гулиа, известнейшими представителями творческой интеллигенции являются также Иуа Когониа, Самсон Чанба и Алексей Гогуа.

Самый популярный среди населения вид искусства — народные танцы. В республике есть детские и профессиональные танцевальные ансамбли.

С 1930 г. в стране работает Абхазский государственный драматический театр имени С. Чанба.

Развитие изобразительного искусства в стране связывают с именем известного художника, искусствоведа и сценографа Александра Чачба-Шервашидзе (1868–1968).

Древнейшими объектами культурного наследия страны считаются дольмены и кромлехи, ацангуара и некрополи. Известнейшими достопримечательностями Абхазии являются также стоянка первобытных людей (Ква-Чара) и развалины средневековых крепостей.

Целый ряд достопримечательностей Абхазии в том числе развалины княжеского дворца Чачба-Шервашидзе и храм Успения Богородицы, представлен в с. Лыхны.

Особую ценность представляет  собою Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, на территории которого расположено главное культовое сооружение и религиозная достопримечательность Абхазии – Пантелеймоновский собор.

Традиции

В абхазских традициях особняком стоит гостеприимство. Независимо от веры каждый должен принимать гостя с радушием. С гостя нельзя просить деньги, но принимать нужно не хуже, чем в гостинице. Гостю положено спальное место, еда, уход и угощение. Иногда абхазы готовы накрыть целый стол, если они посчитают своего гостя почетным. В старину строили целые дома, предназначенные для гостей. Теперь гостей принимают в просторных помещениях. Гость должен садиться первый, затем за стол садится глава семьи и все остальные.

Свадьба

Абхазская свадьба известна как пышная и зрелищная. Обручальное кольцо не является обязательным украшением для обмена, как у многих других народов. Обменивались порой самыми обычными вещами. Девушка могла изготовить своему жениху в подарок платок или полотенце, мужчина же дарил рог. Этот символ означал способность охотиться и добывать пищу. На самой свадьбе среди гостей не должно было появиться матери или отца невесты. На торжестве гостям со стороны невесты полагается вести себя почтительно и даже скромно. Сейчас число гостей редко бывает большим, а раньше оно могло превышать 200 человек. В традициях свадьбы было всегда уступать старшим на сцене или за столом. Молодые практически не употребляли алкоголь, ведь быть пьяными на свадьбе для них считалось позорным. Сцена не должна была пустовать, на нее выходили все новые люди, когда танцующие начинали уставать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector